Лечебный процесс всегда проходит на фоне словесного общения. Казалось бы, привычная картина: врач выслушивает больного, пациент внимает рекомендациям врача. Но это только на первый взгляд.
На самом же деле, врач напряженно анализирует информацию, поступающую от больного, чтобы поставить диагноз или убедиться в правильности выбранного способа лечения. А пациент ловит каждое слово доктора, пытаясь понять, какая беда приключилась с ним на этот раз.
Но вот иная зарисовка: роддом, будущая мать прислушивается к своему состоянию, думая о надвигающейся боли и ребенке, которому вот-вот надлежит появиться на свет. Неожиданно начинаются схватки, плод “пошел”, влетает медсестра и — вовсю клянет молодую женщину за то, что она делает что-то не так, рожает не вовремя и т.п. Первые минуты жизни младенца омрачены сквернословием, в котором медсестра просто “разряжает” свои эмоции. А молодая мать получила душевную травму. Ее и поныне тревожит то, что ругань могла на всю жизнь отложиться в глубинных слоях психики ребенка.
С подобной ситуацией можно столкнуться и в реанимации. Пациент на грани жизни и смерти. Спасти его не удается. Он “уходит”. Бывает, что, переживая за него, врачи сквернословят почем зря…
Слово оставляет двойной след. Обладая определенным значением, оно наделяет смыслом жизнь того, к кому обращаются, и ложится на душу того, кто говорит. Тем самым врач несет двойную ответственность за свою речь — перед пациентом и перед самим собой. Зачастую слово врача значит для больного больше, чем выписанные им рецепты. Поэтому этику словесного общения врача и пациента следует рассматривать как составную часть биоэтического знания.
Как свидетельствует философия языка, окружающий мир человек воспринимает сквозь призму слов. С одной стороны, это означает, что образ мира предстает в человеческом сознании в словесном обрамлении. С другой, — выбирая те или иные выражения из своего лексикона, человек может сам формировать свою “среду обитания”. Посредством языка человек моделирует тот мир, в котором живет. Поэтому внимание к слову есть забота о том модусе бытия, в котором исполняется жизнь.
К сожалению, в настоящее время ситуация с нормами языкового общения вызывает тревогу. За годы советской власти из жизни были вычеркнуты целые пласты религиозно-нравственных смыслов. И это сказалось на нравственном состоянии нашего общества. Разучившись говорить на высоком языке христианской культуры, многие перешли на примитивный сленг “Эллочки Людоедки”, который в сочетании со сквернословием истощил русский язык до состояния полной кахексии. Очевидно, что эти печальные явления могут иметь место и в жизни медицинского сообщества. Именно поэтому представляется нам насущной необходимость поразмышлять над тем, как же соотносятся реалии нашей жизни с библейской этикой словесного общения.
***
“А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших”, — писал, обращаясь к народу, апостол Павел (Кол 3:9). С горечью приходится констатировать, что эти греховные страсти не исчезли.
Сегодня в разговорном языке и даже в печати все более заметным становится злословие и сквернословие. Мы настолько свыклись с этими явлениями, что перестали считать их грехом, в то время как апостол Павел ставил их в один ряд с грехом блуда и любостяжания. “А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас как прилично святым. Также сквернословие, пустословие и смехотворство не приличны вам” (Еф 5:3–4).
Увы на работе и в общественных заведениях, бывает даже в эфире по радио и телевидению, звучат слова, которые и словами назвать нельзя.
Зачастую тот, кто позволяет себе сквернословить, даже не задумывается о том, что его речь, точнее говоря, словесная диарея, оскверняет окружающее пространство, оскорбляет слух людей, не говоря уже о детях, вынужденных слушать срамные речи. Еще отвратительнее, когда сквернословит женщина, тем более мать при своих детях.
Слово лечит — слово калечит , гласит народная мудрость. К сожалению, в стенах многих из наших лечебных учреждений бранное слово особенно режет слух и ранит душу, усугубляя боль и страдания.
В чем же причина сквернословия?
Причина — в духовной окаменелости. По слову Спасителя: “исходящее из уст, из сердца исходит: сие оскорбляет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления” (Мф 15:18–19).
Книга Деяний апостольских дает такую ссылку на ветхозаветные писания: “Всякое раздражение и ярость, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас” (Еф 4:31).
Святой апостол Иаков предупреждал: “Не злословьте друг на друга, братия; кто злословит брата или осудит брата своего, тот злословит Закон и судит Закон” (Иаков 4:11). Он же советует: “Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев” (Иак 1:19).
Что же делать? Причина сквернословия, как, впрочем, и любой другой греховный поступок, сокрыта в духовном недуге человека, врачевание которого является тяжким трудом. Однако победивший свое словесное невоздержание приобретает силу для дальнейшего подвига духовного и телесного. “Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак 3:2). Каждому из нас следует помнить, что если испытываешь горечь несправедливых укоров и клеветы, то обязан пользоваться для защиты не злыми, а добрыми словами. Зло никогда не изживается: “не давайте места диаволу”, — предупреждает нас святой апостол (Еф 4:27). “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” (Еф 4:29).
Священное Писание многократно предупреждает нас, что есть слова добрые и злые, благодатные и греховные, слова утешающие, ласковые и слова возмущающие.
Каждый должен употребить силу своего слова с пользой для ближнего в соответствии с тем даром, который имеет говорящий. “Одному дается Духом слово мудрости, другому — слово знания” (1 Кор 12:8).
Никакое успокоительное лекарство не способно заменить словесного утешения, в котором особенно нуждаются в старости и болезни, пребывающие в немощи и страданиях, находящиеся на грани жизни и смерти. В одном из своих посланий апостол Павел восклицает: “Итак утешайте друг друга сими словами” (1 Фес 4:18).
От рождения каждый человек обладает даром речи, который нужно постоянно совершенствовать, бережно хранить и разумно использовать.
В. А. Антипенков
Сайт РНИМУ им. Н.И.Пирогова (rsmu.ru)