Терапия словом в этике общения

Лечебный процесс всегда проходит на фоне словесного общения. Казалось бы, привычная картина: врач выслушивает больного, пациент внимает рекомендациям врача. Но это только на первый взгляд.

На самом же деле, врач напряженно анализирует информацию, поступающую от больного, чтобы поставить диагноз или убедиться в правильности выбранного способа лечения. А пациент ловит каждое слово доктора, пытаясь понять, какая беда приключилась с ним на этот раз.

Исцеление бесноватого. Фреска Фаворского монастыря
Исцеление бесноватого. Фреска Фаворского монастыря

Но вот иная зарисовка: роддом, будущая мать прислушивается к своему состоянию, думая о надвигающейся боли и ребенке, которому вот-вот надлежит появиться на свет. Неожиданно начинаются схватки, плод “пошел”, влетает медсестра и — вовсю клянет молодую женщину за то, что она делает что-то не так, рожает не вовремя и т.п. Первые минуты жизни младенца омрачены сквернословием, в котором медсестра просто “разряжает” свои эмоции. А молодая мать получила душевную травму. Ее и поныне тревожит то, что ругань могла на всю жизнь отложиться в глубинных слоях психики ребенка.

С подобной ситуацией можно столкнуться и в реанимации. Пациент на грани жизни и смерти. Спасти его не удается. Он “уходит”. Бывает, что, переживая за него, врачи сквернословят почем зря…

Исцеление расслабленного. Фреска Фаворского монастыря
Исцеление расслабленного. Фреска Фаворского монастыря

Слово оставляет двойной след. Обладая определенным значением, оно наделяет смыслом жизнь того, к кому обращаются, и ложится на душу того, кто говорит. Тем самым врач несет двойную ответственность за свою речь — перед пациентом и перед самим собой. Зачастую слово врача значит для больного больше, чем выписанные им рецепты. Поэтому этику словесного общения врача и пациента следует рассматривать как составную часть биоэтического знания.

Как свидетельствует философия языка, окружающий мир человек воспринимает сквозь призму слов. С одной стороны, это означает, что образ мира предстает в человеческом сознании в словесном обрамлении. С другой, — выбирая те или иные выражения из своего лексикона, человек может сам формировать свою “среду обитания”. Посредством языка человек моделирует тот мир, в котором живет. Поэтому внимание к слову есть забота о том модусе бытия, в котором исполняется жизнь.

Исцеление согбенной женщины. Фреска Фаворского монастыря
Исцеление согбенной женщины. Фреска Фаворского монастыря

К сожалению, в настоящее время ситуация с нормами языкового общения вызывает тревогу. За годы советской власти из жизни были вычеркнуты целые пласты религиозно-нравственных смыслов. И это сказалось на нравственном состоянии нашего общества. Разучившись говорить на высоком языке христианской культуры, многие перешли на примитивный сленг “Эллочки Людоедки”, который в сочетании со сквернословием истощил русский язык до состояния полной кахексии. Очевидно, что эти печальные явления могут иметь место и в жизни медицинского сообщества. Именно поэтому представляется нам насущной необходимость поразмышлять над тем, как же соотносятся реалии нашей жизни с библейской этикой словесного общения.

***

“А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших”, — писал, обращаясь к народу, апостол Павел (Кол 3:9). С горечью приходится констатировать, что эти греховные страсти не исчезли.

Сегодня в разговорном языке и даже в печати все более заметным становится злословие и сквернословие. Мы настолько свыклись с этими явлениями, что перестали считать их грехом, в то время как апостол Павел ставил их в один ряд с грехом блуда и любостяжания. “А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас как прилично святым. Также сквернословие, пустословие и смехотворство не приличны вам” (Еф 5:3–4).

Исцеление слепорожденного. Фреска Фаворского монастыря
Исцеление слепорожденного. Фреска Фаворского монастыря

Увы на работе и в общественных заведениях, бывает даже в эфире по радио и телевидению, звучат слова, которые и словами назвать нельзя.

Зачастую тот, кто позволяет себе сквернословить, даже не задумывается о том, что его речь, точнее говоря, словесная диарея, оскверняет окружающее пространство, оскорбляет слух людей, не говоря уже о детях, вынужденных слушать срамные речи. Еще отвратительнее, когда сквернословит женщина, тем более мать при своих детях.

Слово лечит — слово калечит , гласит народная мудрость. К сожалению, в стенах многих из наших лечебных учреждений бранное слово особенно режет слух и ранит душу, усугубляя боль и страдания.

Апостолы Петр и Иоанн исцеляют двух слепцов. Фреска Фаворского монастыря
Апостолы Петр и Иоанн исцеляют двух слепцов. Фреска Фаворского монастыря

В чем же причина сквернословия?

Причина — в духовной окаменелости. По слову Спасителя: “исходящее из уст, из сердца исходит: сие оскорбляет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления” (Мф 15:18–19).

Книга Деяний апостольских дает такую ссылку на ветхозаветные писания: “Всякое раздражение и ярость, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас” (Еф 4:31).

Святой апостол Иаков предупреждал: “Не злословьте друг на друга, братия; кто злословит брата или осудит брата своего, тот злословит Закон и судит Закон” (Иаков 4:11). Он же советует: “Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев” (Иак 1:19).

Что же делать? Причина сквернословия, как, впрочем, и любой другой греховный поступок, сокрыта в духовном недуге человека, врачевание которого является тяжким трудом. Однако победивший свое словесное невоздержание приобретает силу для дальнейшего подвига духовного и телесного. “Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак 3:2). Каждому из нас следует помнить, что если испытываешь горечь несправедливых укоров и клеветы, то обязан пользоваться для защиты не злыми, а добрыми словами. Зло никогда не изживается: “не давайте места диаволу”, — предупреждает нас святой апостол (Еф 4:27). “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” (Еф 4:29).

Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.
Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.

Священное Писание многократно предупреждает нас, что есть слова добрые и злые, благодатные и греховные, слова утешающие, ласковые и слова возмущающие.

Каждый должен употребить силу своего слова с пользой для ближнего в соответствии с тем даром, который имеет говорящий. “Одному дается Духом слово мудрости, другому — слово знания” (1 Кор 12:8).

Никакое успокоительное лекарство не способно заменить словесного утешения, в котором особенно нуждаются в старости и болезни, пребывающие в немощи и страданиях, находящиеся на грани жизни и смерти. В одном из своих посланий апостол Павел восклицает: “Итак утешайте друг друга сими словами” (1 Фес 4:18).

От рождения каждый человек обладает даром речи, который нужно постоянно совершенствовать, бережно хранить и разумно использовать.

В. А. Антипенков

Сайт РНИМУ им. Н.И.Пирогова (rsmu.ru)

Добавить комментарий