Не жить завтрашним браком

Современное общество предлагает много способов устроения личной жизни: не понравилось жить вместе — можно разойтись, надоело жить в одиночестве — можно снова вступить в брак. Так ли легко решение этой проблемы? Почему надежды не всегда сбываются?

Какие трудности ждут тех, кто решился на повторный брак? Предлагаем вашему вниманию мнение священника Павла Гумерова, автора книг о семье и браке «Он и Она», «Малая церковь» и других.

— Отец Павел, сегодня многие люди, потерпев неудачу в первом браке, решаются создать семью во второй, третий раз. Допустимо ли это с церковной точки зрения, и что говорит об этом Священное Писание?

Попков Виктор Ефимович. «Двое». 1966 г.  Государственная Третьяковская Галерея
Попков Виктор Ефимович. «Двое». 1966 г. Государственная Третьяковская Галерея

— По церковным канонам и Священному Писанию христианину разрешается вступать в повторный брак в двух случаях: когда человек теряет свою «половинку», то есть становится вдовицей или вдовцом, и в случае супружеской измены — тогда потерпевшей стороне разрешается найти себе нового супруга, а на виновника накладывается епитимья (определенное духовное средство для исправления), и ему запрещается какое‑то время вступать в новый брак. До революции такая епитимья длилась долго, и часто супруг, совершивший прелюбодеяние, в итоге до конца своих дней в новый брак вступить не мог.

То, как относится Церковь ко второму браку сейчас, — очень большое снисхождение к немощи человеческой. Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей приходят к сознательной вере, к церковной жизни, наделав огромное количество ошибок. В том числе и в семейной жизни. Народ наш оторван не только от духовных корней, но и от нормальных, правильных семейных традиций. В России в течение 70 лет ставился жестокий эксперимент по превращению людей в «Иванов, не помнящих родства», «хомо советикус» без корней, без рода и племени: лучшие представители нации уничтожались, после революции истребили целые сословия: дворянство, купечество, царское офицерство, духовенства почти не осталось. Основа тогдашнего общества — крестьянская община — тоже была уничтожена. Вытравливалась вера, велась антицерковная пропаганда, в итоге мы оказались в обществе, не знающем Божьих законов. Сейчас у нас начался какой‑то возврат к традициям, но и сегодня у нас немногие молодые люди имеют представление о православном воспитании. Неудивительно, что и до брака, и в первом браке они совершают множество ошибок, грехов. Я бы никому не советовал вступать во второй брак, если есть хоть малейшая возможность сохранить первый. Но если человек уже развелся и создал новую семью, то нужно принять это как данность, не разводиться же снова.

— Но ведь известно, что, по статистике, второй брак считается более устойчивым?

Попков Виктор Ефимович. «Семья Болотовых». 1968 г.  Государственная Третьяковская Галерея
Попков Виктор Ефимович. «Семья Болотовых». 1968 г. Государственная Третьяковская Галерея

— На этот вопрос я отвечу также вопросом: а в чем заключается эта устойчивость? Как ее измерить? На чем основана такая статистика? Берется общее число разводов в стране, и дальше смотрят: сколько людей развелось после первого брака, сколько после второго, третьего и т. д. Естественно, что после первого брака люди разводятся чаще. Большой процент первых браков оказывается непрочным потому, что люди сейчас подходят к женитьбе или замужеству легкомысленно: кто‑то женился по «безумной любви», даже толком не узнав, что собой представляет избранник или избранница. Часто распадаются и студенческие браки. Известно, что первые годы семейной жизни очень непростые, кризисные, люди в горячке совершают непоправимые ошибки. В этом смысле второй брак отличается тем, что люди вступают в него уже в более зрелом возрасте, поскольку человеку нужно, как правило, несколько лет, чтобы прийти в себя после развода. И они уже «обжегшись на молоке, дуют на воду».

Опять же об относительности статистики свидетельствует и то, что, если взять две группы одинаковых по возрасту церковных и нецерковных людей (в каждой группе по тысяче пар), то у них статистика разводов и повторных браков будет резко отличаться. Среди церковных людей количество разводов, супружеских измен, других семейных проблем в несколько раз ниже, чем у людей нецерковных. Некоторые проблемы, обычные для людей светских, например аборты, в церковных семьях просто отсутствуют. А ведь исследования показали, что в основе развода зачастую лежит сделанный аборт. Хотя тлетворный дух века сего проникает и в церковную среду, думаю, что первые браки у нас достаточно крепки. Среди знакомых мне семей самыми «устойчивыми», дружными и счастливыми являются как раз браки людей, создавших семью впервые. Вот почему говорить о том, что якобы повторный брак более удачный, взвешенный, настоящий, в отличие от «пробного» первого, — необъективно. Ясно, что создавать семью нужно один раз на всю жизнь. И те люди, которые сохранили свой союз, выстояли в кризисные периоды, знают, какое это счастье — пройти вместе с любимым через многие годы и сохранить верность и преданность друг другу. Ведь изначальный замысел Творца о семье, о браке: «да будут два одною плотью» и «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 5, 6). Ясно, что это лучше, чем создавать семью методом проб и ошибок. Что лучше: сразу построить крепкий, надежный дом или построить его с ошибками, дождаться, когда он развалится, и потом построить новый? Ответ, думаю, очевиден.

В повторном браке очень много своих проблем, об этом написаны целые работы по психологии повторных браков. Там очень часто отсутствуют глубокие чувства, настоящая любовь, очень много специфических проблем, касающихся прошлого негативного опыта.

— В чем состоят, на ваш взгляд, основные трудности, проблемы повторных браков?

Попков Виктор Ефимович. «Развод (Светлана, мама, папа и бабушка)». 1966 г. Государственная Третьяковская галерея
Попков Виктор Ефимович. «Развод (Светлана, мама, папа и бабушка)». 1966 г. Государственная Третьяковская галерея

— Первая проблема: печальный опыт развода, который бесследно не проходит. Развод — настолько тяжелая травма, что редко кому удается быстро от нее оправиться. Последствия первого брака и развода, как правило, остаются с человеком на всю жизнь: это и первый положительный либо отрицательный опыт семейной жизни, и отношения с родственниками, приобретенными в браке, и, естественно, с детьми. Последнее страшнее всего, ведь сколько бы у тебя детей ни родилось в новом браке, они не уменьшат твое чувство вины перед детьми от первого брака, которым приходится жить без отца. Это может отразиться и на их будущем: известно, что большинство детей, переживших развод родителей, и сами потом создают непрочные семьи.

Среди моих знакомых есть несколько людей, живущих во втором и даже в третьем браке. И всем им приходится нести груз своей прошлой жизни с первой семьей: все общаются со своими бывшими мужьями-женами, нередко только через них общаются и с детьми. В чем состоит тяжесть и сложность этого общения? Один мой знакомый, много лет живущий со второй женой, признавался мне, что каждый раз при встрече с первой женой его мучают страстные помыслы и желания. И хотя у него даже мысли нет к ней вернуться, у него крепкий второй брак, в то же время бывшая жена как‑то постоянно незримо присутствует в его жизни. Люди нередко не могут до конца расстаться с прошлыми супругами. Обычное дело, когда прежние чувства вспыхивают с новой силой, и при встрече с прежними женами и мужьями у них возникает телесная близость. Все это мне неоднократно приходилось выслушивать как священнику.

Недавно информационный центр «Колыбель» в Екатеринбурге снял очень хороший фильм «Игра в семью» об ошибках добрачных отношений. Ваш покорный слуга также принял участие в этом проекте. Так вот, в этом фильме самое большое выступление было у известной рок-певицы Ольги Кормухиной. Она говорила там примерно так: «Я прошла через все виды брака, и мне есть с чем сравнивать. И я скажу: вы можете верить или не верить в бесов, но это такие трудяги, которые не оставят вас ни на минуту. Вас будут постоянно преследовать какие‑то образы, влюбленности, все ваши прошлые связи вам постоянно будут мешать в новом браке».

Почему так происходит? К сожалению, люди редко задумываются о том, что вообще такое семья. По христианским канонам муж и жена — самые близкие родственники, и не только по христианским, но и по простым человеческим нормам. Они — две половинки единого целого. Они друг другу даже ближе, чем родители, дети. Разве можно развестись со своими родителями или детьми? Такое никому не приходит в голову. Как же можно разводиться мужу и жене? Господь снисходит к нашим немощам и врачует их. Но все равно это хуже, чем сохраненный первый брак, поскольку брак совершается для вечности.

— И все же, если первый брак уже в прошлом, а ты полон надежд на то, что в следующем все будет по‑другому, как не повторить своих ошибок?

Попков Виктор Ефимович. «Ссора». 1967-1968 г. Уничтожена автором
Попков Виктор Ефимович. «Ссора». 1967-1968 г. Уничтожена автором

— К сожалению, человек, вступающий во второй брак, очень редко анализирует свои ошибки. Как правило, человек думает, что в его разводе виноват кто угодно, но не он: теща, свекровь, жена, муж. Стоит только ему развестись, сменить обстановку, встретить другого человека — и все его проблемы уйдут. На самом деле это не так. Через некоторое время в новом браке у него начинается все то же самое. То есть первые несколько лет, как правило, все нормально, а потом — повторение прошлого. Известен такой феномен: человек часто находит себе новую жену, даже внешне похожую на бывшую. Это говорит о том, что отрицательный опыт ничему его не научил.

Сейчас нередки случаи, когда люди прожили в браке 15–25 лет, а потом вдруг расходятся, потому что кто‑то из супругов решил, что этот брак себя исчерпал. Или мужчина вдруг решает, что он встретил «настоящую любовь» моложе его на 20–30 лет. В подобном повторном браке речь идет, конечно, не о любви, а о возрастной патологии: «седина в бороду — бес в ребро». Когда взрослый мужчина женится на молоденькой девочке, тут ни о какой крепкой семье говорить не приходится.

Но бывает и так, что люди, имевшие неудачный опыт ранних необдуманных браков, спустя несколько лет после развода создают новые семьи. И случается, правда нечасто, что им удается создать крепкую семью. Главное, чтобы человек был готов признать свою неправоту, свои ошибки и имел бы решимость покаяться. Все это открывается ему по мере его прихода к вере. Когда человек приходит на исповедь, то через покаяние ему открываются его ошибки, а когда он начинает видеть свои грехи, он получает возможность измениться, то есть больше их не совершать. Без плодов покаяния изменения не происходит. Но если человек начинает приносить плоды покаяния и строить свою жизнь так, как Бог ему велит, то у него есть шансы быть счастливым во втором браке. Известно, что в разводе виноваты чаще всего обе стороны. Если случился развод, для обоих супругов это серьезный повод крепко задуматься: почему распался наш союз, что было сделано неправильно и в чем моя вина, мой грех?

— Повторный брак — это всегда довольно сложное выстраивание отношений с бывшими и новыми родственниками, редко этот процесс обходится без конфликтов. Можно ли этого избежать?

— Даже если конфликтов не избежать, нужно, в первую очередь, подумать о детях и оградить их от участия в этих конфликтах. В ситуации развода, повторного брака ребенок — всегда потерпевшая сторона, потому что он лишается своего права иметь обоих родителей. Нужно все свои сложные взаимоотношения с бывшими мужьями и женами выносить за рамки отношений с детьми. Сделать все, чтобы ребенок мог общаться со своей матерью или отцом, даже если вам это неприятно. Нельзя лишать ребенка родительской любви. Насколько это возможно, нужно постараться сохранить нормальные человеческие отношения. Общаться нужно нейтрально, спокойно. Гнев, раздражение, вражда еще никому не принесли пользы ни в какой ситуации. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18), — говорит апостол Павел.

— Нужно ли своих детей от первого брака знакомить со своей новой семьей?

Попков Виктор Ефимович. «Октябрь». 1970 г. Международная конфедерация союзов художников
Попков Виктор Ефимович. «Октябрь». 1970 г. Международная конфедерация союзов художников

— Мне кажется, что братья и сестры от первого и второго браков должны между собой общаться. К новой жене или к новому мужу, может быть, и не стоит приводить ребенка, ведь у него есть своя собственная мама или свой папа, а вот сводные братья и сестры должны знать друг друга.

— Часто приходится слышать о том, что людей, венчанных в первом браке, нужно развенчивать перед вступлением во второй. Так ли это? И как Церковь относится к третьему и последующим бракам?

— Действительно, многие люди приходят и просят их развенчать, мол, я венчанная или венчанный, а мы развелись. Таким людям приходится объяснять, что Церковь венчает брак, но не развенчивает. Просто до 1917 года Церковь выполняла еще и функцию загсов: она венчала браки и регистрировала их, а также занималась и разводами. Прежде чем человек мог получить развод, Церковью проводилось тщательное расследование всех обстоятельств его семейной жизни, и только потом брак объявлялся расторгнутым. Сейчас всего этого нет. Скорее всего, под «развенчанием» имеется в виду обращение в Епархиальное управление за разрешением на повторный брак. В Москве Епархиальное управление находится по адресу: Чистый пер., д. 5.

Что касается самого чина венчания, то людей венчают по‑разному в зависимости от того, вступает ли он во второй или первый брак. В венчаниях второбрачных присутствуют покаянные молитвы. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов. В современном чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50‑е правило свт. Василия Великого «Томос единения»). И надо сказать, что вступать во второй и третий браки раньше дозволялось вовсе не тем людям, которые «не сошлись характерами» и развелись, а вдовцам, вдовицам и потерпевшим супругам после развода из‑за прелюбодеяния.

В заключение хотелось бы сказать, что если человеку по каким‑либо причинам не удалось сохранить свой первый брак, Господь не лишает его надежды на семейное счастье. Насколько последующий брак будет удачным, во многом зависит от того, какие плоды покаяния он принесет. У некоторых моих знакомых, вступивших во второй брак, создание новой семьи совпало с их обращением к Богу. И это им очень помогло создать крепкую семью, поднять детей. Когда оба супруга ходят в храм, просят помощи у Бога, Господь помогает им. Но и отрицательный опыт никуда не уйдет, он будет всю жизнь с ними. И не сохранившим первый брак нужно быть особенно осторожными во втором браке, хранить и беречь семью, своих родных и близких.

Северина Оксана

Сайт священника Павла Гумерова (http://pavel-gumerov.ru/)

Добавить комментарий