Святитель Феофан Затворник Вышенский. Из писем. Жена

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

Обязанности замужней женщины

Милость Божия буди с вами.

Благослови вас Господи на пути, которым идете. Господь всюду есть, и все видит, что кто для Него собственно делает. Он же всегда готов и с помощию ко всякому, кто прибегает к Нему за нею. Таким образом, если положите в сердце внимать всегда Господу, присущему вам и в вас, и все направлять на угождение Ему Единому, — а затем со всяким недоумением, со всякою духовною нуждою к Нему обращаться, — с верою к Нему только прибегать, ожидая несомненно помощи.

Совесть да будет чиста всегда. Но совесть надо просветить Словом Божиим, а то она часто беспокоит за то, за что не следует вступаться. Для того читать надо Евангелие и оттуда почерпать правила, какими потом должна руководствоваться совесть.

Вы — жена, вы — мать, вы — хозяйка. Обязанности по всем сим частям изображены в писаниях Апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое от Бога, то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется.

Благослови вас Господи. Прошу вас помолиться о моей многогрешности нераскаянной.

Ваш богомолец Е. Феофан

Коровин Константин Алексеевич. В лодке. 1887 или 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Коровин Константин Алексеевич. В лодке. 1887 или 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Молитва женщины

Первым строкам, впрочем, не приходится украситься похвалами вам. Пишете: молюсь плохо, псалмы учу лениво, почти совсем бросила. Ну! — прогресс!! Нечего сказать! —

Однако ж это может иметь неудобные последствия: небрежность о делах Божиих может обратиться в навык, и так делать: псалмы учите, когда охота будет, и выбирайте, какие более понятны и более действуют на сердце; а еще лучше, если положите не всегда псалмы научивать все подряд — целиком, — а заучивать стихи впечатлительные поодиночке. Например: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися… Не отврати лица Твоего от мене… Камо пойду от Духа Твоего… и под… Потом повторяйте их на память, при обращении ума к Богу во время дел… Сими коротенькими стишками можно всякий шаг свой надписать… И будете, как в одежду красную, в слово Божие одеяны…

О чтении Евангелия

Милость Божия буди с вами!

Вот и одни, а скучаете! То скучаете, что много разволоки, а когда остались дни, не знаете, как время наполнить. Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие — молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничего на земле. — зумею то, когда при чтении, например, Евангелия, рождаются вопросы, и когда по должном углублении души найдет им удовлетворительное решение. В этом много утешения духовнаго. И тем приятнее, что один успех раздражает на большее, а там приходит и навык к таким занятиям. Душа тогда широка станет, быстролетна и многомысленна.

Наставление молодой замужней женщине

Коровин Константин Алексеевич. Хозяйка. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Коровин Константин Алексеевич. Хозяйка. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Милость Божия буди с вами!

У вас все прискорбности и прискорбности! Это спасительные Божии врачества, — и свидетельство Божия к вам внимания. Благодушествуйте. Благодарите Господа, и врачуйтесь, — или не мешайте врачебному действию сих лекарств какою-либо ропотливостию.

О Беличке будем жалеть и молить Господа, чтоб Он воодушевил ее мужественно переносить случившееся. Муж мрачен, верно, пропустил порядком… Ну теперь он на ус мотает, — и наперед зароки дает — так не поступать. — Пусть она не точит его, а жалеет и воодушевляет, что де, авось, все как-нибудь понемногу поправится. А станет точить, только разлад будет и неприятности, — а толку не будет.

Черничку да укрепит Господь! Вот и она пусть мотает на ус, как сладка жизнь житейская, спаси вас, Господи, всех, и помилуй!

Отношения жен к неверующим мужьям

Милость Божия буди с вами!

Со скорбными чувствами продолжайте управляться терпением, а паче преданием Господу всей своей участи, почерпая себе утешение из уверенности, что все бывает по Божией воле, и все во благо нам — настоящее. В месте из св. Петра не знаю, что требует объяснения. Очевидно, Апостол имеет в виду мужей не верующих Евангелию, и говорится женам, чтоб оне были самыми исправными женами, в надежде, что, смотря на отличное благонравие жен, вследствие принятого ими христианства, и мужья неверные убедятся в истине его и обратятся.

Теперь, если хотите делать приложение, то сами прибавьте себе: если неверным мужьям такое хорошество надлежит являть, тем паче верным.

Благослови вас Господи!
Ваш богомолец Е. Феофан

Кошелев Николай Андреевич. Первое число. 1862 г. Донецкий областной художественный музей
Кошелев Николай Андреевич. Первое число. 1862 г. Донецкий областной художественный музей

Преданность супруги в Божию волю во время болезни мужа

Муж болен: конечно, это во благо ему и вам, ибо все от Господа; то благо, как бы горько ни было. Вы так и принимаете сие. И добре!

Слава Богу! На свою часть берете, что болезнь мужа за ваши грехи. И сие добре! Добре и то, что помните о грешности и почитаете себя достойною наказания за нее. И Апостол Павел во всю жизнь не забывал, что был гонитель Церкви, хоть трудами своими для Церкви мог загладить грехи десяти гонителей.

Но возьмите у св. Павла в подражание и другую сторону, ту, что и бывшим гонителем Церкви себя сознавая, он не считал себя чуждым спасения и говорил с уверенностию: Соблюдается мне венец… Желаю разрешиться от тела и со Христом быть. Грех исповеданный, орошенный, возненавиденный изглаждается из всех книг, в кои вписывается, из книги правды Божией, из книги естества нашего, из книги соприкосновенностей наших с видимым и невидимым миром. Таким образом, он уже не помянется на суде. Имея сие в виду, надо, не умаляя чувства грешности, проведать всегда душу свою благонадежнем спасения. Грехи наши Господь вознес в Теле Своем на древо и там рукописание их разодрал.

Усвояем мы сие благо верою, сокрушенною исповедию, трудами по изглаждению грехов и возненавидением их. Все сие у вас есть, следовательно, вам пригоже при чувстве грешности и чувство великой милости Божией, Судьбу свою вы предали в руки Божии. Добре, добре! Самое безопасное дело! Пусть будет так, как св. Воле Божией угодно! В сем стойте. Благослови вас Господи и утешь!

Ваш богомолец Е. Феофан

Наставление супруге при измене мужа

Другое дело — положение того семейства. — Вы добре сделали, посоветовав — не налегать укором. Этим ничего не успеешь. С совестью уж он управился. Привод «этой» — конец долгой борьбы, в которой он остался побежденным. Однако ж мне думается, что дело не останется так до конца. Она надоест ему; и он ее прогонит. Он охладеет к ней; тут совесть опять подымет бунт. И, может быть, возьмет свое.

Этою надеждою пусть воодушевляются страждущие, присоединяя к ней усиленную молитву. Тут, конечно, враг вмешался. А его ничем не отгонишь, как молитвою.

Утешение себе черпать научите их из той мысли, что они, терпя, делаются причастницами венца мученического. Лот был мученик, потому что, как уверяет Апостол, мучился душею, смотря на беззаконные дела граждан своих. Таково и этих страждующих положение.

Пусть и на это горе смотрят, как на всякое другое несчастие, — смерти, болезни, гонения, пожары. Бог попущает, искушая их терпение. А «того» смиряет Господь. Теперь он гордынею обуян; но когда пройдет туман, и он оглянется на то, что нагородил, будет видеть себя самым униженным. — Верно он горд… и потребовалось такое срамное врачество.

Внушите также им… что главная наша забота — спасение души своей. Мешает ли безобразие того содеванию сего спасения? — Никак. Если взглянут с разумом на дело, увидят, что его можно обратить в пособие ко спасению. Пусть отчуждятся на время от чувства неприятности такого поведения, и остановятся на том, что это их делу может не мешать, пусть делают его, смиренно молясь о «том».

Трудно! — Что есть без труда?! Труднее всех жене. — Но за то и награда будет ей больше — если благодушно перенесет сие горе.

Господь да утешит сердца их и преисполнит покоем.

Наставление вдове

Крамской Иван Николаевич. Неутешное горе. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крамской Иван Николаевич. Неутешное горе. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Милость Божия буди с вами!

Все скорбите. Это в порядке вещей. Но пройдет. Улягутся скорбные чувства — и останется тихая память.

Об участи покойного кто из смертных может произнести решительный приговор! Но в духе веры нашей не можем не питать упования, что милостивый Господь сотворит с ним милость Свою. Подкрепляется сие упование настроением, в каком все время пред смертию был почивший.

Хозяйство — не мудреная вещь. Скоро вглядитесь, и ничто уже не будет вас затруднять. Только не нерадите. Хозяйство и все, ему принадлежавшее, есть дар Божий. Надо блюсти его и возделывать. Только в цели надо при сем иметь — славу Божию. Свято соблюдайте… отделять часть неимущим — по силе, но не паче силы. И добре все пойдет.

Поминок о покойном достаточно и тех, кои уже заказаны… Сами усерднее молитесь.

О борьбе семейного с миром

Ч. обрадовала тем, что кулаки засучивает драться с миром. Благослови Господи. Лучше, матушка Черничка, миллион раз лучше отделаться совсем от мира житейского. Какую обузу наваливает он, что и ума не приставишь, как с ним управиться… Снаружи все у него красно и светло… а внутри, на деле, — у-у! как скверно и тяжело… А жизнь вне мира, снаружи будто сурова и страшна, а внутри — рай Божий… Вот у Б. — то только и есть, что муж… и бывает, что и муж — не утеха… Вот и рай! Кушай на здоровье…

Больше нечего делать, как, Богу все предав, к Нему прибегать в молитве… с плачем и воздыханиями. Да вразумит Господь тестя ее. Пусть она направляет его, чтобы помогал бедным… хоть понемножку. Это лучший способ умягчения сердца, после молитвы о нем. Спаси их Господи и помилуй!

«Благовещение. Библиотека православного христианина.» (www.wco.ru).

Добавить комментарий