Иван Александрович Ильин. О возрасте. (Из книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»)

Разве человек бывает когда-нибудь доволен тем, что у него есть? Ему всегда хочется чего-то другого — быть иным, иметь больше, уметь то, чего он не умеет делать. Всегда ему чего-то не хватает. Всегда он жалуется и пре­тендует. Он не умеет ценить свое достояние и извлекать из него все возможное…

…и слишком часто ему кажется, что он непременно должен «достать» или «добыть» себе такое, чего у него нет. Все мы, люди, существа несытые и не­благодарные, склонные к недовольству и ропоту.

Вот так — и с возрастом…

Иван Александрович Ильин (1883-1954) — русский философ, писатель и публицист.
Иван Александрович Ильин (1883-1954) — русский философ, писатель и публицист.

Есть в жизни человека такая раздельная черта, до которой он торопит течение времени и от которой он хотел бы его замедлить или остановить. Эту раздельную черту люди переступают в разные сроки. До нее человек говорит себе и другим: «ну, я совсем уже не так молод»… потому что ему все кажется, что его принимают за ребенка… А после нее человек всегда готов сказать и другим и себе: «но я совсем еще не так стар»… потому что он чувствует бремя лет и не хочет поддаваться ему. Мы все незаметно косимся на других — что они о нас думают, за кого нас принимают и как определяют наш возраст? А эти «дру­гие» нигде не учились верному восприятию людей и оп­ределяют возраст по внешним признакам; и признаки эти слишком часто бывают обманчивы. Личность человека есть обстояние внутреннее, внешними признаками неуло­вимое; а возраст относится именно к внутреннему миру че­ловека, ибо он есть качество духовное.

Бывают дети без сердца и воображения, рассудитель­ные не по летам и черствые от рождения: «тощий плод, до времени созрелый» (Лермонтов); они никогда не были . молоды и приходят в жизнь высохшими стариками. И бывают люди больших лет, с глубоким сердцем и живым духом, подобные старому, благородному, огненному вину. У кого сердце поет, тот всегда юн, а у кого сердце никогда не пело, тот родился стариком. Истинная молодость есть свойство духа — его сила, его творческая игра. И там, где дух веет и расцветает, где сердце поет, там старость есть только бестактность времени и обманчивая видимость.

К сожалению, люди мало знают об этом. У них не хва­тает духовной силы, чтобы самостоятельно определять свой возраст; и нет у них искусства оставаться духовно молодыми. Поэтому они покоряются состояниям своего те­ла, озабоченно считают про себя прожитые года, сокру­шенно смотрят на свои падающие волосы, стараются скрыть от других свой настоящий возраст, сердятся на неосторожные вопросы, замалчивают день своего рожде­ния и в конце концов принимают свои железы за главное в жизни… Как часто мы бываем несчастны от близорукости и наивности и не понимаем, что духовность есть ключ к истинному счастью…

Смолоду человек смотрит вперед и ждет небывалых возможностей; ему не терпится стать постарше и показать себя взрослым, а то ему слышатся отовсюду обидные сло­вечки («ребенок», «мальчишка», «молокосос») и ему все кажется, что люди обмениваются улыбками на его счет… Он все мечтает выйти из детских лет и приобщиться всем тайнам взрослости, которые от него зачем-то скрывают… Зачем?

Пластов Аркадий Александрович. Юность 1954 г.
Пластов Аркадий Александрович. Юность 1954 г.

Но вот свершилось: испытания детства кончились и взрослые говорят с ним, как с взрослым; ребяческая обид­чивость исчезает, ни юношеской заносчивости, ни раздра­жительности больше нет. Ему кажется только, что старшее поколение скучно и надоедливо, что в нем есть что-то ста­ромодное, устарелое, какая-то даже закостенелость. «Эти старики» думают, что у них есть какой-то особый «опыт жизни», которого он будто бы лишен; что они все знают и понимают лучше и что все всегда должно оставаться «по-старому, как мать поставила». И все они ссылаются на свой «авторитет» и не дают ему ходу. Но, впрочем, время идет и скоро он вступит в свои права…

Незаметно для себя он переступает потом ту роковую черту, тот жизненный водораздел, после которого человек перестает торопиться и опоминается лишь тогда, когда все уже свершилось. Теперь ему уже не хочется становить­ся все старше и старше,— довольно. Напротив, так прият­но было бы замедлить или приостановить полет времени. Вот уже подрастает новое поколение, со своими новыми вкусами, манерами и суждениями. И ему уже кажется, что это какая-то странная молодежь, что у нее что-то неладно и что сама она не знает, чего хочет. «Трудно с ними сгово­риться, они нас не понимают, а мы их»… И скоро он уже жалеет о прошлом, и хотел бы его вернуть, и хотел бы сбросить с плеч лет десять-пятнадцать… Но, к сожалению, это невозможно…

Михаил Нестеров. «Мыслитель» (Портрет философа И. А. Ильина). 1921—1922 г, Государственный Русский музей
Михаил Нестеров. «Мыслитель» (Портрет философа И. А. Ильина). 1921—1922 г, Государственный Русский музей

Итак, человек всегда недоволен; и он не прав в этом, особенно в том, что касается возраста. Надо не жаловать­ся и не роптать, не торопить и не замедлять, а уходить от своего возраста, не поддаваться ему. Возраст не опре­деляется долготою жизни и состоянием тела; он опреде­ляется другим мерилом. Покорность и беспомощность здесь неуместны; страх и притворство — унизительны. На­до добиваться и добиться независимости от своего возрас­та. Не надо спорить с ним и тяготиться им; пусть приходит старость: она не должна гасить нашу молодость. Можно быть сразу старым и молодым. Надо духовно одолевать свой возраст и превращать его в неважную мелочь сущест­вования…

Легко сказать… Но как же это делается?

А вот как.

Во-первых, надо определять возраст не по состоянию тела, а по состоянию духа. Во-вторых, надо наслаждать­ся во всяком возрасте его благороднейшими радостями и разрешать выдвигаемые им духовные задачи. И, в-третьих, надо жить во всяком возрасте тем, что не стареется и не устаревает, что от века и на века. И все это входит в искус­ство жизни.

Каждый возраст имеет свои цветы. Каждый несет свои радости. Каждому доступна своя духовная красота. И надо уметь наслаждаться всем этим.

Ребенок открывает глаза и видит перед собою мирозда­ние во всем его богатстве и великолепии. Каждая былинка готова сообщить ему свою тайну, каждый цветок смотрит на него с приветливой лаской; каждая стрекоза прельщает его своим полетом; каждое дерево шепчет ему о величии и силе. Это есть время естественного богатства, изумле­ния, радости, доверчивости и тайн. Девственная восприим­чивость души, радость новых открытий, догадок и предчув­ствий, художественная серьезность в игре, непосредствен­ное слияние с природою, первые пробуждения духа…

Юноша открывает любовь в ее сладостном томлении и в ее мучительном блаженстве. Каждая женщина кажется ему сосудом с нежною тайною, каждая сулит ему возмож­ность будущего, идеального счастья. Это есть время меч­тательных поисков, влюбленности и застенчивости, друж­бы и отречения, время «вопросов» без ответа и время внутренней борьбы с самим собой. Весна, целомудренная любовь, первые бури, первый закал в разочарованиях, счастье искренней любви ко всей вселенной…

Михаил Нестеров. Старый и малый. 1887 г. Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова
Михаил Нестеров. Старый и малый. 1887 г. Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова

Взрослый человек находит свое жизненное призвание и занимает свое место в мире. Ему предстоит целый ряд дра­гоценных и радостных открытий. Он познает жизнь во всей ее трудности, серьезности и ответственности; он ут­верждает свою духовную самостоятельность; он убеждает­ся в том, что воля есть сила строющая и оформляющая. Это есть время завершения личного характера, обнару­жение своих сил и способностей; это время увлекатель­ных замыслов и перспектив, время вступления в брак и рождения первого’ ребенка. Счастье начавшейся жизни, радость завершившейся любви.

Зрелый муж познаёт радость и муку человеческого творчества и божественную значительность мира. Он уже видит и предметную глубину жизни, и предел своих лич­ных сил. Перед ним раскрывается сущность вещей, и жизнь его вступает в период плодоношения. Это есть время опубликования главных трудов и воспитания нового по­коления, время заслуг, признания и восхождения. Красота позднего лета; благоухание сложенных скирдов и собран­ных яблок; счастье зрелых и законченных созданий.

Старость вкушает покой и тишину сердца; она видит перед собой дивный горизонт жизни и наслаждается властью свободного отречения. Это есть время отстоявше­гося созерцания, сладостных воспоминаний, высшей духов­ной зрелости. Чудесное бесстрастие дружбы; благодатное богатство осени; одинокое стояние на сторожевой башне; тихое учительство мудреца; мировая скорбь философа; молитва отшельника о страдающих людях.

А древнему старцу дано еще большее и высшее: он приобщается таинственной целесообразности мира во всей ее глубине и благости; он уже проникает взором в потустороннюю жизнь и готов благословить свой земной конец. Тихое освобождение от всего слишком-челове­ческого; беспристрастное и бескорыстное созерцание; благословляющая любовь; лучезарный закат солнца; пред­чувствие близкого преображения жизни.

Подумать только: сколь же счастлив человек, приемлющий утехи старости и не утративший даров юности… Сколь счастлив он, если в сердце его по-прежнему поет любовь, а из старческого ока сверкает детская искрен­ность…

А если он прожил свою жизнь в служении вечному — в любви, в духовном созерцании и в божественной ткани ми­ра, — то жизнь его была благословенная и счастливая… Это означает, что он еще ребенком радовался дуновениям Божиим в мире и что юношей он созерцал искру Божию в своей возлюбленной; вступая в жизнь, он уже постигал, Кем он призван и к чему, а зрелым мужем — твердо знал, Кому и чему он хранит верность. Тогда и поздняя муд­рость его будет проникнута духовной любовью и он будет светить своему народу, как духовный маяк. И кто всту­пил в его луч, тот почувствует неземной источник этого луча. И покидая землю, он спокойно и радостно вступит в тот вечный мир, которому всю жизнь принадлежали его помыслы…

И если так жить, то жизнь станет цветущим садом. Воз­раст будет преодолен, старость окажется одухотворен­ною… И не на что будет жаловаться и роптать.

 (http://iljin.front.ru/)

Добавить комментарий