Грехи молодости с точки зрения современной медицины и генетики
Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?.. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
1 Кор. 6, 18-20
Пожалуй, ни в какой иной области человеческой жизни нет столько поводов ко греху, как в сфере интимной близости. Это объясняется тем, что и мужское, и женское половое влечение зачастую принимают весьма болезненные, уродливые формы. Поэтому при определенных условиях интимные отношения приносят больше вреда, чем пользы. Здесь есть свои «акулы» и свои «пропасти», и значит, нужна разумная осторожность.
Если половое влечение становится чрезмерным, оно затмевает собой все остальное. Плоть «бунтует», кровь «играет», гормоны «пляшут», совладать с собой трудно. При упоении страстью разум обычно как бы отключается, о чем и приходится горько жалеть после. Такое взбалмошное, неуравновешенное состояние души и тела очень метко выражено в словах популярной эстрадной песни: «А когда любовь проходит, голова меня находит». От дурмана страстей, от «похоти плоти» человек действительно «теряет голову» и утрачивает свободу. Отныне он готов на все…
Страдания попавшего в «сети любви», в ее «капкан» описаны в стихотворении немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете «Новая любовь, новая жизнь»:
Сердце, сердце, что случилось,
Что смутило жизнь твою?
Жизнью новой ты забилось,
Я тебя не узнаю.
Все прошло, чем ты пылало,
Что любило и желало,
Весь покой, любовь к труду.
Как попало ты в беду?
Беспредельной, мощной силой
Этой юной красоты,
Этой женственностью милой
Пленено до гроба ты.
И возможна ли измена?
Как бежать, уйти из плена,
Волю, крылья обрести?
К ней приводят все пути.
Ах, смотрите, ах, спасите,
Вкруг плутовки, сам не свой,
На чудесной, тонкой нити
Я пляшу, едва живой.
Жить в плену, в волшебной клетке,
Быть под башмачком кокетки,
Как такой позор снести?
Ах, пусти, любовь, пусти!
Из Библии мы знаем и о противоположных случаях, когда деспотическая власть мужчины над женщиной приводит к совершенно трагическим последствиям для обоих. Такова драма в семье царя Давида. В те времена, по особому Промыслу Божию, допускалось многоженство. Поэтому у правителя было много детей от разных жен. Один из сыновей, Амнон, воспылал нечистой страстью к своей сводной сестре Фамари.
«И полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей». Хитростью он заманил ее в свои покои и хотел, чтобы она разделила с ним ложе. «Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле… Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди. И Фамарь сказала ему: нет, брат; прогнать меня — это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон, и запри дверь за нею» (2 Цар. 13, 1-2, 12-17).
Этот психологический эпизод очень ярко живописует темные стороны падшей человеческой природы. Преступник с ненавистью смотрит на свою жертву. Такая жестокость весьма характерна для насильника. Но история на этом не заканчивается. Ветхий Завет удивительно правдиво и емко рассказывает о том, что произошло дальше. У Фамари был родной брат Авессалом. Он поклялся отомстить за сестру, выждал удобный момент и убил Амнона, брата своего, а затем долго скрывался от гнева отца.
Однако Давид простил Авессалома, и тот вернулся во дворец. Но к сожалению, трагедия не прошла бесследно для их отношений. Авессалом взбунтовался против отца, восстал на него и был убит (см.: 2 Цар. 18, 5-17).
Эта ветхозаветная история с необыкновенной глубиной проникновения в человеческую психологию показывает нам закономерности Богом установленного на земле порядка. Преступление закона Божия оборачивается страшными бедствиями. Грех никогда не остается безнаказанным, и жизнь постоянно убеждает нас в этом. Достаточно посмотреть ежедневные газеты или телевизионные новости. Трагедия семьи Давида, увы, периодически повторяется. Насилие и сексуальные преступления, как правило, влекут за собой новую кровь и суровое наказание.
Каким же образом грехи молодости влияют на здоровье человека и членов его семьи? Тема эта столь многогранна, что вряд ли когда-либо удастся исчерпать ее. Поэтому проанализируем лишь некоторые наиболее распространенные ошибки, свойственные образу жизни современной молодежи, и рассмотрим их сквозь призму беспристрастных научных исследований. Несомненно, внимательному и вдумчивому читателю упрямые факты скажут не меньше, чем пространные «лирические отступления» и ссылки на классиков художественной литературы.
Итак, факты…
1. Кандалы «свободной любви»
По данным социологических опросов, около 30% школьниц в России приобретают сексуальный опыт в 14-15 лет. Каждая пятая сексуально искушенная девушка и каждый второй юноша практически совсем не знали своего первого партнера. На вопрос: «Как вы оцениваете потерю своей девственности?» — 42% опрошенных 25-летних женщин ответили, что жалеют о том, с кем, как и когда это произошло. Разумеется, с возрастом человек мудреет. Иногда всего через пару лет он смотрит совершенно иначе на то, что раньше казалось чарующим и романтичным.
Почти половина — 41% (!) — российских студенток готовы выйти замуж без любви. Что же удивляться, если ежегодно в России рожают 50-60 тысяч несовершеннолетних женщин, а количество детей-отказников неумолимо растет?
В чем же первопричина этих сексуальных бед и проблем? В том, что нравственные ориентиры общества размыты и оно оказалось втянуто в так называемую сексуальную революцию. Ее суть абсолютно противоречит нашим духовным и культурным традициям. Закономерно, что и результаты ее у нас гораздо плачевнее, чем на Западе. У многих людей огромное количество разных партнеров. В газетах открыто публикуются предложения интимных услуг, массажей, саун и т. д. У молодежи крайне смутные представления об опасности инфекций, передающихся половым путем, и о побочных эффектах контрацепции. Отсюда — нежеланные беременности, аборты, болезни, брошенные дети, разводы, одинокая старость, а в итоге — поломанные судьбы.
И все это несмотря на «безопасный секс»! Кстати, это понятие придумали тогда, когда беременность стали считать опасностью, а эмбрион — источником угрозы. С целью избавиться от них и изобрели различные методы предохранения. Но удается ли вкусить желанную безопасность, не испытывая горьких последствий? Это — чрезвычайно сложный вопрос, поскольку последствия бывают разными и подчас трудно определимыми. Порой они настигают спустя годы, внезапно, как Божия кара.
Дело в том, что непременным результатом случайных, беспутных интимных контактов являются нарушения личности, психики и поведения. Разврат прежде всего отражается на складе человеческой души, которая теряет присущие ей от природы качества: ясность и остроту ума, проницательность, живость восприятия, радость сердца.
«Если вы когда-нибудь общались с блудниками, развратниками,- пишет известный московский духовник и пастырь, протоиерей Артемий Владимиров,- то, полагаю, замечали у них некую томность, расслабленность телесных членов, смердение телесно-душевного организма. Они оживают только тогда, когда предмет страсти вырастает перед их глазами».
По мнению протоиерея Василия Зеньковского, добрачные и внебрачные связи наносят глубокие сердечные раны близким людям и «не могут не иметь тяжких последствий для нервно-психического и духовного здоровья человека». Они обедняют высшие чувства, сводят их исключительно к ощущению физической близости. Истощается, изнашивается организм, снижается потенция .
У людей, вступающих в беспорядочные связи, повреждаются нервные клетки. По меткому, образному сравнению старца Паисия Святогорца, «был мозг, скажем, твердым, как сыр, потом становится жиже — как сметана, потом — как какая-нибудь простокваша, потом — как молоко, а если и дальше будут упорствовать в разврате, то станет совсем жидким, как вода».
Крупный немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер вскрыл связь отклонений в половой сфере с истерическими реакциями испуга и страха: «Не имеющее выхода половое влечение проявляется в неврозах…» Ученый подчеркивал, что девушки и женщины подвержены половой истерии значительно сильнее, чем мужчины. В ряду ее самых распространенных причин он назвал безответную любовь, удачную свадьбу сестры или подруги, ревность, ссору с возлюбленным, нежеланный или несчастливый брак, страх беременности, затруднения в интимных контактах. «При этом в одних случаях преимущественное значение имеет телесная сторона полового влечения, в других — психическая» .
По словам русского писателя В. Ф. Одоевского, с девушкой происходят странные вещи, когда единственная задача ее жизни — поскорее выйти замуж. Ради достижения заветной цели ей дают образование, одевают, вывозят в свет, заставляют молиться Богу. И тогда чрезмерное желание замужества подчиняет себе всю жизнь несчастной. «Что же мудреного, если для нее всякая женщина делается личным врагом, а первым качеством в мужчине — удобоженимость. Плачьте и проклинайте,- но не бедную девушку».
«Обычное стремление к любви, влекущее мужчин к женщинам,- указывает опытный немецкий психоаналитик Карен Хорни,- очень часто затмевается переполняющим мужчину навязчивым стремлением вновь и вновь доказывать себе и другим свою мужественность. Мужчину такого типа… интересует только одно — покорять. Его цель — «обладать» многими женщинами, самыми красивыми и самыми желанными для других». В психике такого человека просматривается гремучая смесь нарциссизма, тревоги, жажды завоеваний и негодования на женщин .
«Для невротика получение любви — не роскошь, не дополнительный источник силы или удовольствия, а жизненная необходимость». Такой человек будет платить за любовь любую цену, даже не понимая этого. Он расплачивается покорностью, эмоциональной зависимостью и подчинением. Иногда невротическая ненасытность характеризуется жадностью, стремлением жить за чужой счет или «агрессивной формой поведения человека-спрута». По сути, «сексуальный вампир» требует любви без всяких условий и оговорок. Не давая взамен ничего, он хочет, чтобы его любили, несмотря на его вызывающее поведение. Более того, он настолько ослеплен, что обычно не осознает свою беспощадную враждебность и безжалостную требовательность к жертве.
С точки зрения современного отечественного психолога Т. А. Флоренской, для нравственного и психического здоровья человека чрезвычайно пагубно преодоление естественного чувства стыда. Это способствует формированию «сексуальной доминанты» в психике и подчиняет ей все жизненные силы. «Сексуальная доминанта» — один из видов патологической зависимости, наряду с алкоголизмом и наркоманией.
Нравственной распущенности сопутствуют также определенные соматические заболевания. Специалистам известно более 30 заболеваний, передающихся половым путем. Среди них — венерические болезни, гепатит В и С, ВИЧ-инфекция и заключительная ее стадия (СПИД). В той или иной мере все они опасны для здоровья взрослых и их детей.
Интересно, что слово «венерический» (видимо, как и сами эти болезни) связано с именем богини любви и красоты Венеры (Афродиты). Она не чуждалась ни разврата, ни супружеских измен. Не правда ли, есть о чем задуматься?
Известно, что в норме женские половые пути содержат массу микроорганизмов. Часть из них типична для всех женщин, другая часть составляет индивидуальный фон. Бактерии, свойственные здоровым женщинам, поддерживают нужную степень кислотности влагалища, что защищает от инфекций и обеспечивает выживаемость сперматозоидов. При неразборчивых интимных связях в организм попадают чужеродные микроорганизмы (вирусы, грибки, бактерии). Если каких-то микроорганизмов становится больше или, наоборот, меньше, то хрупкое равновесие нарушается. Например, снижение общего числа бактерий способствует усиленному размножению грибков и развитию тяжелых форм грибковых заболеваний. Бактериальный вагиноз (дисбаланс микрофлоры влагалища) снижает степень кислотности и создает щелочную среду. В будущем это чревато выкидышем, преждевременными родами и бесплодием.
При изменении индивидуальной женской флоры бактериям приходится привыкать, перестраиваться, приспосабливаться к новой микрофлоре. Но постепенно их способность к адаптации иссякает, утрачивается. В половых путях начинают размножаться чужие, обычно патогенные, болезнетворные микробы, что и приводит к тяжелым, затяжным инфекциям.
Женщине, имевшей более семи половых партнеров, пусть даже она и не заразилась какой-либо инфекцией, гинекологи практически сразу ставят диагноз хронического воспаления придатков. Отсюда — риск внематочной беременности, бесплодия и иных хронических заболеваний. Конечно, цифра семь относится не ко всем женщинам. У кого-то организм крепче, у кого-то — слабее. Но в среднем, по статистике, это так.
Чем же еще опасна частая смена партнеров? Чужеродные микроорганизмы разрушают целостность слизистых оболочек мужских и женских мочеполовых органов. Тем самым в них создаются очаги поражения и ослабляется иммунитет. А сбои на уровне иммунной системы, особенно на фоне наследственной предрасположенности, «запускают» онкологические процессы.
Ряд опухолей действительно имеет инфекционно-генетическое происхождение. Их появлению во многом содействуют венерические заболевания и воспалительные процессы. Так, вирусы некоторых типов герпеса и гепатита заносятся в организм половым путем и служат канцерогенными факторами. Они провоцируют развитие соответственно рака стенок кровеносных сосудов (саркому Капоши) и рака печени (до 80% случаев).
Высокой онкогенной активностью обладают 16-й и 18-й типы папилломо-вирусной инфекции. Губительные микробы передаются через сперму, руки, бытовые предметы и вызывают рак шейки матки. Доказано: если мужчина имеет супругу, больную этим видом рака, не лечится и контактирует с другой женщиной, то он заразит ее тем же заболеванием. Опасность может таиться внутри мужского организма, хотя внешне болезнь не проявляется.
Из-за ненормальных сексуальных связей возникают и другие злокачественные или доброкачественные опухоли (в том числе мочеполовой системы и молочных желез). От инфекционных форм рака страдает и умирает около 15% всех онкологических больных. Цифра впечатляющая, ибо больше всего людских жизней уносят именно онкологические болезни. Наибольшему риску заразиться подвергаются люди с беспорядочными половыми отношениями и гомосексуалисты.
Заболевания женщины могут негативно отразиться и на состоянии здоровья ее плода, а в будущем — рожденного дитя. Вот лишь три примера. Вирусы гепатита В и С передаются младенцу через кровь, слюну, грудное молоко и приводят к выкидышу или мертворождению. Гепатит В наблюдается чаще (до 75%) у тех новорожденных, чьи матери заразились им в конце беременности. А риск внутриутробного заражения гепатитом С не зависит от времени заражения матери.
При первичном заражении матери герпесом половых органов также резко возрастает вероятность выкидыша, преждевременных родов и гибели новорожденного. 50% родившихся детей наследуют признаки герпеса. У них чаще встречаются тяжелые неврологические отклонения, атрофия головного мозга, энцефалит, миокардит, гепатит.
Заметим, что лечение, которое получает беременная или кормящая женщина, отнюдь не безвредно для ребенка. Многие медикаменты проникают в его организм через плаценту, околоплодные воды и грудное молоко. Токсическое действие лекарств вызывает пороки развития, расстройство функций отдельных органов и тканей, нарушение поведенческих реакций, а иногда смерть плода или новорожденного.
Риск внутриутробного заражения бессимптомной ВИЧ-инфекцией (вирусоносительство) колеблется от 7 до 71%. При СПИДе он еще выше. Кесарево сечение вероятности заражения не уменьшает.
Эпидемия иммунодефицита человека в последнее время приобретает колоссальные масштабы. На заседании Московского Правительства 3 июня 2003 года обнародована просто ужасающая статистика. К 1 мая в городе было зарегистрировано около 22 тысяч ВИЧ-инфицированных. Из них 64% — в самом цветущем возрасте (20-30 лет). До 8% увеличилось число зараженных в возрасте 13-18 лет. Москва занимает 12-е место в стране по темпам распространения СПИДа: 217,7 человека на 100 тысяч населения при общероссийском показателе 160 больных на 100 тысяч. Ежедневно в столице заражаются 100 человек, поскольку 150 тысяч москвичей входят в группу риска (активно потребляют наркотики), а 15% проституток (включая малолетних) ВИЧ-инфицированы. Симпатичные, опрятные, с виду здоровые люди вполне могут оказаться носителями смертоносной инфекции [*2].
Так современная медицина убеждает нас в правоте библейской истины: «Дом ее (блудницы.- К. З.) ведет к смерти, и стези ее — к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни… Бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Притч. 2, 18-19; 3, 7-8).
Подчеркнем: ни один из видов контрацепции стопроцентно не гарантирует от сдвигов в составе микрофлоры и от заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Страх «подцепить», к примеру, СПИД дал ученым повод выделить особую форму психического расстройства — спидофобию, которая чрезвычайно сильно истощает психику.
Кстати, это не единственная причина для мучительных тревог и опасений. Невероятно жесток и стресс бесплодия, прежде всего для тех, кто чувствует вину и угрызения совести. Бесплодие само по себе порождает у женщины стресс, который, в свою очередь, препятствует зачатию. Некоторые женщины чувствуют себя менее женственными и беспокоятся, что рано или поздно разочаруют своих мужей. У мужчины стресс снижает половое влечение и потенцию, вызывает аномальное развитие спермы. Таким образом, порочный круг замыкается.
Бездетные пары часто жалуются, что усилия, прилагаемые для наступления беременности, — худшие переживания в их жизни. Они отчаянно стараются добиться продолжения рода, нередко в ущерб достижению других жизненно важных целей. Муж и жена больше не рассматривают близость как проявление любви. Они просто «работают» над созданием детей. Посещение врачей и прохождение медицинских процедур отнимает у них массу времени и денег. Но медицина не всесильна. И если одна из сторон не берет на себя половину боли, если не хочет понять общую беду, то отношения неизбежно рушатся.
2. Осложнения контрацепции
Помимо спидофобии и стресса бесплодия, медики фиксируют еще один вид невроза — педофобию. Это понятие широкое. Применительно к нашей теме оно означает боязнь зачатия. Причины ее самые различные: от стесненных жилищных условий и финансовых трудностей до желания наслаждаться жизнью вольготно и без обязательств перед кем-либо. «А вдруг пойдут дети, и свобода исчезнет» — такая мысль способна просто отравить всю жизнь человека.
Страх, связанный с возможностью зачатия, порождает множество психологических проблем и психических нарушений. Это — раздражительность, конфликты, истерики, а также плохое настроение (особенно по вечерам), сердечные приступы, тахикардия, крапивница, поносы и т. д. Страдает и сексуальная функция, и эмоциональная сфера [36]. Одно ожидание очередных месячных чего стоит!
Зачастую партнеры стремятся переложить ответственность в вопросе предохранения друг на друга, ибо внутренне ощущают, что твердая почва как бы уходит у них из-под ног. Душа интуитивно чувствует, что, вопреки правде Божией, пытается построить свой дом, свое счастье на песке, а не на камне. И потому падение его, как предупреждает Евангелие, будет великое (см.: Мф. 7, 24-27).
Старец Паисий Святогорец подчеркивал, что Промыслу Божию нужно доверять абсолютно и, так сказать, не планировать детей. Детей дает Бог. И Он один знает, сколько и когда их дать. Он оценивает и физическое самочувствие, и душевное состояние, и экономическое положение, и многое другое, чего мы не разумеем. Если семья бедная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, Всеведущий Бог может позаботиться о ее финансовом укреплении. А если родителям не поднять еще одного ребенка, Он «тут же прекратит рождение детей». Надо полностью предать себя в руки Господа и не препятствовать Его воле. Когда супруги предоставят Богу действовать в их жизни, благодать покроет их дом.
Как гласит русская пословица: «Бог дал детей, даст и на детей».
Однако покорность и смирение не предполагают пассивности и равнодушия. Весьма взвешенная оценка проблемы контрацепции дана в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя [*3]. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза».
Бездумно использовать контрацептивы нельзя не только с духовной, но и с научной точки зрения. За желание искусственно не допустить или прервать беременность женщина нередко расплачивается угрызениями совести и различными болезнями. Так, гормональные контрацептивы обладают рядом серьезных негативных эффектов:
1) закупоривают кровеносные сосуды, в первую очередь у злостных курильщиц старше тридцати пяти лет, у страдающих гипертонической болезнью, сахарным диабетом, варикозным расширением вен и тромбозами;
2) осложняют течение сахарного диабета, артериальной гипертонии, эпилепсии, желчекаменной болезни, рака молочной железы;
3) нарушают менструальный цикл, способствуют межменструальным (дисфункциональным) маточным кровотечениям;
4) повышают массу тела, особенно в сочетании с неправильным режимом питания и незначительной физической активностью;
5) провоцируют появление головных болей, тошноты и рвоты, пигментных пятен и излишнего оволосенения на открытых частях тела, нарушают зрение и слух;
6) уменьшают половое влечение и снижают настроение (вплоть до депрессии, раздражительности и т. д.);
7) отрицательно влияют на количество и качество материнского молока (при употреблении во время кормления грудью);
8) вызывают неприятные ощущения в молочных железах (чувство напряжения, снижения упругости и т. п.).
Существуют заболевания, при которых гормональная контрацепция абсолютно противопоказана (стенокардия, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, пороки сердца, цирроз и опухоли печени, мигрень и т. д.) [*4]. Справедливости ради скажем, что безоговорочно отвергать эти контрацептивы нецелесообразно. Гормоны, входящие в их состав, успешно используются для лечения и профилактики некоторых заболеваний (к примеру, эндометриоза, рака яичников, рака эндометрия). Специалисты призывают назначать эти препараты обдуманно, чтобы не повредить здоровью женщины и не усугубить ее болезней.
Побочные действия наблюдаются и при внутриматочной контрацепции:
1) болевой синдром;
2) обильные кровянистые выделения из влагалища, маточные кровотечения;
3) внематочная беременность;
4) острые и хронические воспалительные процессы половых органов;
5) прободение матки и пр.
Особенно опасна внутриматочная спираль. Врачи предупреждают, что она пригодна только очень здоровым женщинам. Если сексуальный партнер передаст половым путем какую-либо инфекцию, спираль сыграет роль бомбы, взорвавшейся внутри женского организма. При этом велик риск тяжелейших осложнений, требующих срочного оперативного вмешательства. Не исключено, что придется удалять и тело матки, и трубы, и яичники…
Общеизвестно, что никакие контрацептивы не предохраняют от наступления беременности абсолютно и идеально. А когда ожидания не оправдываются, дело, к сожалению, обычно заканчивается убийством «незапланированного» ребенка — абортом или абортивной контрацепцией со всеми вытекающими последствиями. Отсюда — кровотечения, травмы, воспалительные и онкологические процессы в матке, яичниках, влагалище, перитонит, бесплодие, тяжелая психическая травма и т. д.
Риск осложнений возрастает при беспорядочных половых контактах и бесконтрольном применении контрацептивов. Иногда осложнения после контрацепции и абортов ошибочно считают самостоятельными заболеваниями, и женщина недоумевает, в чем причина свалившихся на нее бед. Для улучшения самочувствия применяются всевозможные методы, включая экзотические, дорогостоящие и парамедицинские (нетрадиционные). Между тем источник проблем лежит на поверхности. Но женщины подчас намеренно «не видят» это, ведь психологически проще лечиться, нежели менять образ жизни…
Принимая во внимание множество побочных эффектов контрацепции, мужчина обязан беречь здоровье своей лучшей половины. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела,- наставляет апостол Павел,- любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 28).
И не только себя. Женщине, подорвавшей здоровье злоупотреблением контрацепцией, нелегко благополучно зачать и выносить младенца. Совершенно очевидно, что ослабленность организма плохо отражается на половой системе матери и становится причиной патологии ее плода.
3. Генетические последствия блуда
Среди интимных контактов, противоречащих заповедям Божиим, наиболее отрицательный отпечаток на генотип ребенка накладывает близкородственный брак.
Правда, на заре земной истории, по особому благословению Божию, дети и внуки Адама и Евы вступали в брачные отношения друг с другом и рождали детей. Господь намеренно устроил так, чтобы люди были одного рода-племени. Мысль об изначальном единстве человеческого рода, о том, что мой ближний, по сути, приходится мне братом или сестрой, воспитывала добродетель и до времени являлась мощным нравственным тормозом. Она обуздывала грех, сдерживала взаимную ненависть и преступления.
К тому же генофонд человечества был еще чистым от наследственных заболеваний. Они появились много позже, когда «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась… злодеяниями… ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 11-12).
У языческих народов близкородственные браки возникли по причине несоблюдения нравственной чистоты половых отношений. Поэтому через пророка Моисея Господь запретил сынам Израилевым подражать «делам земли Египетской… и Ханаанской», ибо это — зло (Лев. 18, 3). «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив…- заповедует Всевышний. — Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» (Лев. 18, 5-6). Запрет на супружескую измену, кровосмешение, гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство сопровождался в Ветхом Завете Божественным предостережением: «Если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего» (Лев. 18, 29).
Сурово осуждает кровосмешение и Новый Завет. Посягнувшего на такое преступление апостол Павел предал «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 5).
Опасность близкородственных браков неопровержимо доказала и наука. Дети от таких союзов подвержены порокам развития и иным генетическим уродствам (физической или психической неполноценности). Кровосмешение приводит к вырождению потомства из-за накопления одинаковых дефектных генов, имеющих общее происхождение. Чем дальше родство, тем меньше вероятность появления больного потомства. В союзе между троюродными братом и сестрой она приблизительно равна 8%, между двоюродными — 17,5%, между более близкими родственниками — превышает 50%.
Около трети (!) самопроизвольных абортов (выкидышей) и случаев мертворождения зависят от генетической несовместимости супругов, состоящих в кровном родстве друг с другом. Дело в том, что генетическая близость отца и матери активизирует механизмы отторжения зародыша и обрывает его жизнь. Подобные супружеские пары обычно бездетны. Лучше всего это прослеживается на истории знатных родов. Прилив «свежей крови» оздоровлял их. Одно из объяснений этого удивительного феномена состоит в том, что Богу не угодно обеднение, оскудение генетического разнообразия человечества [40].
Воистину, «дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто… ибо ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3, 16-19).
Помимо кровосмешения, катастрофический след в генах оставляют внебрачные связи. Однако прежде, чем перейти к современным фактам и теориям, обратимся к предыстории вопроса.
В середине XIX века для выведения новых пород лошадей селекционеры пытались скрестить породистых кобыл с более выносливыми копытными животными — зебрами. Ни одного зачатия, разумеется, не произошло. Виной тому — хромосомная несовместимость, открытая наукой гораздо позже. А тогда, полтора века назад, неудачные опыты просто прекратили. Кобыл вновь перевели на конезаводы. Но через несколько лет у них стало появляться потомство… с окрасом, повторяющим вертикальные полосы зебры.
Как это возможно: от породистого коня и чистокровной кобылы — полосатые жеребята?! Научный мир был потрясен и назвал этот феномен телегонией (от лат. tele — далеко, на расстоянии и gonos — род, рождение, либо gono — семя).
Современник Чарльза Дарвина, французский биолог, профессор Феликс Ледантек описал эти и подобные им опыты в своей книге «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты». В главе «Телегония, или Влияние первого самца» он делает далеко идущий вывод: «Не только первый самец имеет влияние на будущее потомство, но и всякий самец, который раньше оплодотворил мать… И ребенок, родившийся от женщины, у которой ранее было много детей от разных любовников, может иметь признаки от всех этих предыдущих отцов».
С телегонией сталкивались также при разведении собак и голубей. Если породистую собаку хотя бы один раз повязать с кобелем-дворнягой, то у нее уже никогда не будет породистых щенков. Если породистый кобель сойдется с непородистой собакой, то в будущем и от него не произойдет породистое потомство. Если непородистый голубь «потоптал» породистую голубку, потом даже при самом «элитном» супруге у нее вылупятся нечистопородные птенцы. То перья в хвосте, то цвет клюва окажутся у них «с изъянами».
Вопрос о том, не распространяется ли телегония на людей, стал особенно волновать общество в XX столетии. Классическая генетика ответила на него отрицательно: ребенок получает гены своего биологического отца, а не кого-то из предыдущих половых партнеров своей матери. Мужчина, с которым женщина утратила девственность, не является генетическим отцом ее будущих детей от другого брака и не изменяет их гены.
Но все же остаются факты, не укладывающиеся в эту схему. Вот один из примеров. В 1957 году Москва принимала зарубежных гостей Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Для некоторых любительниц «африканских страстей» этот «апофеоз свободы и любви» закончился рождением смуглых, темнокожих детей. Тех же, кто обошелся, так сказать, «без последствий», ожидало непредвиденное. Значительно позже, при заключении брака с соотечественниками, их сыновья и дочери иногда рожали детей негроидного типа. Выходит, что за грех женщины расплачивались ее дети или внуки! Внебрачные связи — груз далекого прошлого — спустя десятилетия явились причиной тяжелых семейных трагедий.
Повторим, что классическая генетика категорически отвергает телегонию у людей. Однако в конце ХХ века открытие видного американского биохимика Стэнли Прузинера позволило по-новому взглянуть на старые теории.
В 1997 году за весомый вклад в науку Прузинер был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. Его открытие побудило ученых выделить еще один тип наследственности — прионную, белковую наследственность. В настоящее время к ее признанию склоняется ряд отечественных и зарубежных специалистов. Для нас принципиально важно то, что передача информации происходит не только через химическую структуру генов. Трехмерная, структурная информация, в которой может кодироваться пространственная организация живых организмов (включая строение нашего тела, индивидуальные анатомические особенности разных людей, народов и рас), передается от белка к белку. Иными словами, минуя (!) известные до сих пор генетические механизмы.
Если в дальнейшем теория белковой наследственности будет доказана окончательно, то не исключено, что она поможет разгадать феномен телегонии. Но духовное значение его очевидно и без этого. Не случайно русская пословица призывает беречь честь смолоду, а святые отцы утверждают, что «блудник портит свой род».
Впрочем, какими бы тяжкими ни были прегрешения человеческие, благодать Божия ради истинного покаяния исцеляет и душу, и тело. Посредством церковных Таинств Врач Небесный в силах исправить то, что бессильны сделать врачи земные…
Итак, мы кратко проанализировали некоторые последствия наиболее типичных грехов молодости. Они достаточно красноречивы и говорят сами за себя. Современная медицина и генетика полностью согласны с христианством в том, что соблюдать нравственную и физическую чистоту интимных отношений необходимо. Слова апостола Павла: «Тело же не для блуда»; «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (1 Кор. 6, 13; Евр. 13, 4) — нисколько не потеряли своей актуальности.
«Тело мужа уже не принадлежит мужу, но жене,- увещевает святитель Иоанн Златоуст.- Пусть же он хранит в целости собственность ее, пусть не уменьшает и не повреждает ее. Итак, когда видишь блудницу, соблазняющую, увлекающую, жаждущую твоего тела, то скажи ей: «Это тело не мое, но принадлежит моей жене, я не смею злоупотреблять им и отдать его другой женщине». Так пусть поступает и жена».
Врачуя искаженные грехом взаимоотношения полов, христианство напоминает нам об истинном призвании супругов, об их частных правах и общих обязанностях. На эту тему существует немало духовной литературы, и сейчас у нас нет необходимости повторять азбучные истины. Вот лишь один важный урок.
«Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: «кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня… чего мне бояться?» …Страх его — только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные… Так и жена, оставившая мужа и произведшая наследника от чужого… Дети ее не укоренятся, и ветви ее не дадут плода» (Сир. 23, 24-28, 31, 34).
Разумный человек во всем поступает дальновидно и осторожно. Он старается не причинить вреда и своим будущим детям. Если организмы и психика супругов подорваны различными болезнями и психологическими комплексами, то шанс зачать и родить здорового ребенка не велик. В этом смысле жизненная установка на «безопасный секс», «свободную любовь» и прочие модные веяния в области половых отношений чреваты трагическими результатами.
А ведь, согласно апостолу Павлу, «не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор. 12, 14). Что же передадим мы своим потомкам: благословение Божие или Его гнев, здоровье или недуги?
________________________________________________________________________________________
[*1] — Глава написана на основе семинаров по духовной культуре врача, проводимых автором со студентами-медиками. Материал адаптирован для восприятия профессионально неподготовленного читателя и не отягощен научной терминологией.
[*2] — Перед ними стоит очень сложная проблема — адаптироваться к жизни в новых условиях. Одни сгибаются под гнетом болезни и кончают самоубийством. Другие живут, постоянно страдая от осуждения и агрессии окружающих. Третьи мстят, специально заражая здоровых людей и совершая иные асоциальные поступки. И только самые стойкие борются с недугом, обращаясь за помощью к Богу.
[*3] — Абортивными средствами контрацепции являются, например, внутриматочные спирали и кольца, а неабортивными — презервативы, прерванный половой акт, «календарный метод» и т. д.
[*4] — То же самое относится и к препаратам, повышающим потенцию. Реклама виагры, например, часто умалчивает, что этот биостимулятор поднимает артериальное давление и поэтому не рекомендуется при гипертонии. Отмечены случаи, когда от виагры во время близости наступал сосудистый криз. Иногда это заканчивалось весьма печально, если не сказать — фатально.
К. В.Зорин
Библиотека православного христианина «Благовещение» (www.wco.ru/biblio/)