Редко кому удается избежать денежных расчетов. Деньги — неотвратимая реальность нашего мира. То, как мы к ним относимся, как обращаемся с ними, отражается не только на нашем кармане, но и оказывает влияние на душу. И в этом аспекте они, конечно, достойны особого внимания.
Для большинства людей забота о добывании средств — одна из главных. Это та неизбежная скорбь, тот пот лица, который неразделим с хлебом на нашем столе. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю (Быт. 3, 19). Каждый по-своему, мы стараемся заработать себе на пропитание и другое-прочее. Но далеко не каждый бывает доволен результатом. Апостол Павел писал: Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии (Флп. 4, 11-12). Научиться жить по средствам — первое правило личной экономики. Господь дает эти средства каждому по его силе (Мф. 25, 15). Столько, сколько человеку полезно, сколько он может правильно «освоить».
Труд — обязательная составляющая нашей жизни, и духовной — тоже. Когда человек или семья испытывают стеснение в средствах, то можно сказать, что они трудятся вдвойне. Потому что рассчитать и распределить малый достаток, устроить, чтобы его хватило на жизнь — работа не из простых. Порой человек думает, что будь у него поменьше материальных забот, он мог бы уделять более времени своей душе, религиозной жизни. Но в реальности людей обеспеченных в Церкви ничуть не больше, чем людей, что называется, малоимущих. Ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9, 12). Как говорят в народе, «нужда — богомолка». И многих именно она привела в Церковь.
Нужда, как и болезнь, случается, проходит, но бывает и длительной. Кому-то кажется, что Господь, к Которому он взывает в своих молитвах, не слышит его. Иногда услышишь: наверное, из-за моих грехов Господь отвернулся от меня. Такого не может быть. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 8). Но Божия любовь — не любовь человеческая. Человеческая любовь желает любимому прожить жизнь в счастье и достатке. Любовь Божия требует нашего совершенствования, дабы мы, как члены Его Церкви, предстали пред Ним не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного (Еф. 5, 27). В счастье и достатке трудно совершенствовать свою душу. Для иного человека терпеливое житье при постоянной нехватке денег может быть лучшим способом развития и укрепления души. Так мудрые родители выполняют не всякую просьбу дитяти. Помню, в одной семье ребенок заболел диабетом. Как трудно было маме отказывать ему, следить за тем, чтобы мальчуган не съел чего-нибудь неположенного или более нормы. Ребенок страдал от такого тотального ограничения, но если бы мама была «добренькой» — он бы погиб. А с другой стороны, скольким детям испортило судьбу бездумное потакание их прихотям!
В Царство Небесное можно попасть только путем Христа — через крест. Это скорбный путь. Как говорят святые отцы — «нет скорбей — нет и спасения». Длительные или непреодолимые скорби (особенно бедность и болезнь) учат терпению лучше всякой проповеди и книги. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). В церковнославянском тексте сказано стяжите души, то есть приобретайте души. Иногда встречаешь людей, живущих в великой скудости, но как терпеливо, без ропота и зависти, переносят они свое положение! Вот где настоящее душевное здоровье и настоящее душевное богатство!
На богатых и бедных нас делит не столько количество денег, сколько личный взгляд на достаток. Конечно, существует и объективная бедность, крайняя нищета. Но чаще, богатство и бедность — понятия субъективные. Есть люди изрядно обеспеченные, но, тем не менее, живущие в ощущении нужды. Как говорится, «у одного дети босые, у другого — жемчуг мелкий». А, бывает, спросишь человека небольшого достатка: «Как с благосостоянием?» «На жизнь хватает». А зарплата, я знаю, у него весьма умеренная. Не всякий согласится на такую, а ему хватает. Это оттого, что он умеет сказать потребностям: «Хватит!» Именно наши потребности, а не кошелек или банковская карта, зачастую сообщают нам, богаты мы или бедны. Откуда берутся и как формируются эти потребности? Истинные потребности всякого человека невелики. Но современный жизненный стандарт весьма далек от апостольского: имея пропитание и одежду, будем довольны (1 Тим. 6, 8). Этот стандарт, конечно, отличается в различных кругах общества, но на имущественной лестнице он всегда находится несколькими ступеньками выше своих адептов. Он побуждает не больше трудиться, но больше зарабатывать. А это разные вещи. Люди уходят из любимой профессии, нивелируют свои нравственные границы, становятся жестокосердными к ближним. Так один, потерявший должность, бюджетный работник совершенно искренне недоумевал: как можно без поборов жить на его зарплату? Он даже не задумывался, что подавляющее большинство его «кормильцев» живут на доход, в несколько раз меньший его оклада. Молодой человек из малообеспеченной семьи попал на хорошо оплачиваемую работу. Тут бы и помочь родителям, которые с трудом сводят концы с концами. Но юноша хочет сам хорошо пожить, приобретает в кредит дорогущую машину, едет отдыхать на популярный курорт, покупает себе новый гардероб, ни в чем себе не отказывает. Когда его спрашивают, зачем ему понадобилось такое шикарное авто, он отвечает, что иначе его не поняли бы друзья.
Кстати, кредиты и всяческие «деньги взаймы», на которые «подсадили наше» общество, вообще способствуют ожесточению сердца. Когда имеется долг перед банком или компанией, то как бы снижается или отодвигается во времени долг сыновний, отцовский, дружеский. «Сам в долгах. Вот расплачусь, тогда…». Но чаще — это самообман. Когда закроется один кредит, скорее всего, понадобится другой. Люди перестали отличать потребное от роскоши. То, что для кого-то является привычным, для другого — роскошь. Но благодаря рекламе и кредитам, это различие ощущается не всеми. Словно потерян здравый смысл, который «всегда увидит разницу между бездомностью и отсутствием аэроплана». Роскошь порабощает лестью, она как бы добавляет человеку некого «достоинства» или веса в собственных глазах.
Одни из нас постоянно смотрят «вверх» на имеющих и страдают от того, что не имеют. Другие умеют смотреть «вниз» и радуются тому, что имеют. Довольно многие люди испытывают стыд оттого, что не имеют чего-то. Но случается, что человеку стыдно иметь. Александрийский святитель Иоанн Милостивый не мог заснуть под шелковым одеялом, подаренным ему неким благодетелем. Его мучила мысль, что на те деньги, которые стоит это одеяло, могли «прикрыться» многие бедные семьи. И он велел продать одеяло и раздать вырученное нищим. Один человек, со стабильным заработком, рассказывал, что частенько в продуктовом магазине, пока он набирал тележку, ему вспоминался кто-нибудь из его знакомых, имевших очень скудный бюджет. И это воспоминание невольно ограничивало его притязания на дорогие покупки. Когда что-то вам приглянется, то прежде, чем потянуться за кошельком, посоветуйтесь со своей совестью: так ли уж нужна вам эта вещь или другое благо мира? Не новая ли это лесть себе? Не пора ли вспомнить прекрасное слово «довольно»? Научитесь смотреть «вниз», туда, где нужда, нехватка, скудость, где не хватает, и, поверьте, вы найдете вашим деньгам правильное применение
Протоиерей Сергий Николаев