Жизнь святых отцов во все времена была и будет неиссякаемым источником для духовного питания и подражания. Святые отцы достигли цели: они спаслись — унаследовали Вечную блаженную Жизнь. Святость жизни подвижников свидетельствует, что их мысли, чувства и все действия были благоугодны Богу. Святые отцы были храмами Духа Святого. Руководствующийся их жизнью, без всякого сомнения, руководствуется Святым Духом. Жизнь каждого святого отца — это один из путей ко спасению. Следование жизни святых отцов — верное руководство к Небу, засвидетельствованное самим Небом. Подвиг всех святых основывается на Евангелии и научает, как деятельно исполнять его в жизни. Евангельские заповеди кратки, жизнеописания святых показывают, как мужи Духа осуществляли эти заповеди при самых различных обстоятельствах жизни.

Жития святых и отдельные примеры из жизни подвижников подобны богатому собранию врачебных средств. Изучая их, христианин может найти для своих недугов спасительное врачевство. Святая Церковь с древних времен признавала усвоение жизни святых отцов единым правильным руководством в духовной жизни. В прежние времена жития святых регулярно читались за богослужениями в храмах. К сожалению, большинство современных христиан почти совсем не знают житий святых.Краткий и простой пример тверже запоминается слушателями и часто производит большее действие, чем теоретические рассуждения. Святитель Григорий Двоеслов пишет: «…Есть люди, в душах которых можно возжечь пламень любви к Отечеству Небесному не столько наставлениями, сколько примерами».

45. Авва Пимен посоветовал авве Витимию пребывать в мире, если он, испробовав все способы примирения, не достигнет желанного

Авва Витимий спросил авву Пимена: “Если кто будет иметь на меня вражду и я попрошу у него прощения, а он не простит меня, что мне тогда делать?” — “Возьми с собой двух братии, — отвечал старец, — и проси у него прощения. Если и опять не простит, возьми других пять. Если же и при них не простит, возьми священника. А если и тогда не простит, молись спокойно Богу, да Сам Он вразумит его, а ты не заботься.”

(Достопамятные сказания. С. 220. № 156).
Троица Ветхозаветная. Андрей Рублев

Троица Ветхозаветная. Андрей Рублев

176. О двух враждовавших между собой братиях: Тите-священнике и Евагрии-диаконе

Были два брата по духу: диакон Евагрии и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, …как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к Святым Тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, — до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя.” Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Тот же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем.” И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и остались открыты, а руки — растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я Ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел Ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, ангел ударил его, и тот упал мертвым. Мне же Ангел подал руку и поднял меня.” Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6:37).

(М. Викторова, Киево-Печерский патерик. С. 55).

 

632. Незлобивый чтец не стал жаловаться на священника, поранившего его лошадь, и этим на всю жизнь сделал его своим другом

“Помню, когда мне было шесть лет от роду, — вспоминает архимандрит Кронид, — я жил в доме отца-псаломщика. Однажды наша лошадь, нечаянно отвязавшись, зашла на соседнюю полосу овса, принадлежавшую батюшке отцу Иоанну Десницкому. Отец Иоанн был настоятелем сельской церкви, в которой отец служил псаломщиком, и, несмотря на всю свою душевную доброту, не чужд был вспыльчивости. Видя нашу лошадь на своей усадьбе, он поймал ее и, как бы в виде залога, провел к себе во двор через калитку своих ворот. Вверху калитки торчал острый гвоздь. Батюшкина лошадь, как менее рослая, проходила через эту калитку свободно; наша же была более великорослая. Поэтому, проходя через калитку, гвоздем этим она прорезала себе всю спину от гривы до хвоста. Видя такую беду, батюшка тотчас же открыл ворота и выпустил нашу лошадь, которая вернулась домой и ржанием своим выражала нестерпимую боль. Мать и старшие дети, возмутившись поступком батюшки, советовали отцу сходить немедленно пожаловаться отцу благочинному, который жил в нашем же селе в 10-15 саженях от дома. Но отец не захотел возбуждать дела на отца Иоанна. Вместо этого он встал перед иконой Спасителя и, горько рыдая, просил у Него помощи в скорби. Я, видя его плачущим, спросил: “Что ты так горько плачешь?” Он ответил мне: “Я поведываю свою лютую скорбь Всемилостивому Богу и прошу успокоения своему сердцу.” В мое же наставление он добавил: “Когда и ты, сынок, будешь в скорби, не озлобляй своего сердца на обидящих тебя, но смиренно и кротко прощай им и молись за них Господу.” Потом, обернувшись к матери и детям, отец сказал: “Нет, мать и детушки, я не пойду к благочинному жаловаться на батюшку. Отец благочинный не вернет здоровья моей лошадке, а мне надо жить с батюшкой в мире.” И не пошел жаловаться. Он смазал спину лошади дегтем, этим испытанным лекарством, после чего боли у лошади утихли, а через месяц она стала поправляться. Прошло три дня после того случая. Видимо, отец Иоанн Десницкий ожидал жалобы со стороны моего отца, но когда она не последовала, позвал к себе моего отца, ввел в свой кабинет и, опустившись перед ним на колени, сказал: “Петр Федорович! Прости меня, Господа ради, я виноват перед тобой. Испортил нечаянно твою лошадь, которая теперь стала непригодна к работе. Прошу и молю тебя возьми эти 50 рублей и купи себе коня на рабочую пору.” Долго отец не соглашался брать деньги у батюшки, боясь обидеть его. Но все-таки батюшка упросил его взять хотя бы 25 рублей, на которые отец вскоре купил себе коня и работал на нем все лето. Купленная неказистая лошаденка окрепла настолько, что продана была осенью за 50 рублей. К этому времени наша лошадь уже поправилась. Священник Иоанн Десницкий после того был весьма добр и внимателен к отцу и считал его по душе своим отцом. Когда отца Иоанна перевели на пастырское служение в Москву, любовь эта продолжалась. И всегда, как только он узнавал, что отец приезжает в Москву, высылал за ним пролетку, приглашая его в гости. И до смерти продолжал относиться к нему с особенной любовью.”

(Троицкие листки с луга духовного. С. 53).

 

677. Своих обидчиков монах считал виновниками своего исправления

Рассказывали об одном монашествующем. Если кто его обижал или хотел разозлить, только с большей готовностью прибегал к нему монах, говоря, что такие для тщательных людей бывают виновниками их исправлений, а ублажающие — возмущают душу, ибо написано: “любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас” (Лук. 6:27).

(Древний патерик. 1874. С. 362. № 15).

 

678. Молясь по послушанию за обидчика в течение семи дней, монах избавился от гнева

Брат, обиженный кем-то, пришел к старцу в келию и говорит ему: “Отче, я скорблю.” Старец спрашивает: “Отчего?” Он отвечает: “Некий брат обидел меня, и меня мучит демон, доколе я не воздам ему.” Старец говорит ему: “Послушай меня, чадо, и Бог избавит тебя от этой страсти. Для примирения с братом пойди в свою келию и молчи, усиленно молясь Богу об обижавшем тебя брате.” Брат сделал как сказал ему старец. И через семь дней Бог отъял от него гнев ради того принуждения, которое он делал, и ради послушания старцу.

(Древний патерик. 1874. С. 310. № 21).

 

679. Усердная молитва глинского схимонаха Марка за своего обидчика была услышана: к нему явился Ангел в образе обидчика и подарил теплый хлеб; когда обидчик узнал об этом, то умилился, прося прощения, и они примирились

Схимонах Марк рассказал следующее: “Несколько лет тому назад я был сильно обижен одним братом. Видя в нем действо врага спасения, я стал со слезами молиться Богу, чтобы мне без гнева перенести обиду и не впасть в злопамятство, а обидчика, во имя любви, — простить. Долгое время на проскомидии вынимал за него частицу из просфоры. Ночью 8 ноября, в день Ангела светского моего имени и Ангела обидчика, я особенно молился за оскорбителя и на ранней литургии также. Какое-то отрадное чувство разлилось по всему моему телу. По возвращении от обедни в келию приходит мой оскорбитель и, подавая теплый пшеничный хлеб, говорит: “Видел, отче, как ты о мне молился и поминал на проскомидии. Прости меня.” Поклонился, оставил хлеб и вышел. Я обрадовался, благодарил Бога. Не слыша удаляющихся шагов брата, отворил двери келии, осмотрел все кругом, но его нигде не было видно. Это меня удивило. Сердце преисполнилось необъяснимой радости. Попробовал хлеб: он был необыкновенно приятен на вкус. После чая пошел я к имениннику благодарить за посещение, за хлеб. Но он уверял, что не приходил ко мне и хлеба не приносил. Значит, посетил меня не земной человек, а, должно быть, Ангел-Хранитель моего обидчика. Когда я все рассказал, благодать Божия коснулась сердца брата, он пришел в умиление и просил прощения. Так дивным промышлением Божиим у нас восстановились добрые братские отношения.”

(Глинский патерик. С. 128). 
Себастьяно Ричи. Аллегория полдень

Себастьяно Ричи. Аллегория полдень

903. Святитель Иоанн Милостивый мудро примирил вельможу с его врагом

Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещания святителя Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Раз святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную литургию. Вельможа пришел. В церкви никого не было из богомольцев, сам Патриарх служил, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню “Отче наш,” запел ее и святитель, но на словах: “хлеб наш насущный даждь нам днесь” святитель Иоанн вдруг замолчал сам и остановил певца, так что вельможа один пропел слова молитвы: “и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.” Тут святитель сказал ему: “Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу — остави мне, как и я оставляю. Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?” Эти слова так поразили вельможу, что он в слезах бросился к ногам архипастыря и воскликнул: “Все, что ни повелишь, Владыко, все исполнит раб твой.” И исполнил: он в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды.

(Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 588).
 
 Игумен Марк (Лозинский)«Отечник проповедника»
Сайт Свято-Троицкой православной школы (www.holytrinitymission.org)