Жизнь святых отцов во все времена была и будет неиссякаемым источником для духовного питания и подражания. Святые отцы достигли цели: они спаслись — унаследовали Вечную блаженную Жизнь. Святость жизни подвижников свидетельствует, что их мысли, чувства и все действия были благоугодны Богу. Святые отцы были храмами Духа Святого. Руководствующийся их жизнью, без всякого сомнения, руководствуется Святым Духом. Жизнь каждого святого отца — это один из путей ко спасению. Следование жизни святых отцов — верное руководство к Небу, засвидетельствованное самим Небом. Подвиг всех святых основывается на Евангелии и научает, как деятельно исполнять его в жизни. Евангельские заповеди кратки, жизнеописания святых показывают, как мужи Духа осуществляли эти заповеди при самых различных обстоятельствах жизни.

Жития святых и отдельные примеры из жизни подвижников подобны богатому собранию врачебных средств. Изучая их, христианин может найти для своих недугов спасительное врачевство. Святая Церковь с древних времен признавала усвоение жизни святых отцов единым правильным руководством в духовной жизни. В прежние времена жития святых регулярно читались за богослужениями в храмах. К сожалению, большинство современных христиан почти совсем не знают житий святых.Краткий и простой пример тверже запоминается слушателями и часто производит большее действие, чем теоретические рассуждения. Святитель Григорий Двоеслов пишет: «…Есть люди, в душах которых можно возжечь пламень любви к Отечеству Небесному не столько наставлениями, сколько примерами».

Икона ''Гостеприимство Авраама''. Последняя четверть 14 века, темпера, золото, дерево. Музей Бенаки, Афины

Икона »Гостеприимство Авраама». Последняя четверть XIV в., темпера, золото, дерево. Музей Бенаки, Афины

Некая женщина по имени Христина, страдавшая какое-то время одной из женских болезней, стала просить мужа, чтоб он отвез ее в монастырь, где жил святой Иоанн Златоуст, веруя, что он исцелит ее. Муж исполнил просьбу жены, привез ее в монастырь и, оставив перед святыми вратами, сам пошел к святому и стал умолять его, чтобы он исцелил больную. На просьбу мужа Иоанн Златоуст сказал: “Пойди скажи своей жене, чтобы она оставила свой злой нрав и лютость, чтобы раздала милостыню нищим, чтобы усердно молилась и чтобы, наконец, хранила себя в воздержании и посте в праздники и будни, и тогда Бог подаст ей исцеление.” Муж вышел и передал слова святого жене. Она сказала: “Все поведенное буду исполнять до последнего издыхания.” Муж возвратился к святому и передал обещание своей жены. Иоанн Златоуст на это сказал: “Идите с миром, Бог уже исцелил твою жену.” И, действительно, муж вышел и увидел жену здоровой. Оба возвратились домой, с радостью прославляя Бога.

(Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 172).

149. Старец ничего не вкушал всю Страстную седмицу, в обычное время он ел только свеклу с солью

Один из старцев говорит: “Видел я в Келиях брата, постившегося всю Страстную седмицу. Когда наступал вечер (субботний), он уходил в церковь, чтобы не вкушать. Вообще он ел только немного свеклы с солью и без масла.”

(Древний патерик. 1874. С. 79. № 83).

153. Нарушив пост ради любви, старец в тот же день не позволил ученику напиться воды, напомнив ему о посте

Некогда авва Силуан и ученик его Захария пришли в один монастырь, где их упросили вкусить немного пищи на дорогу. Когда вышли они из монастыря, ученик аввы увидел воду на дороге и хотел попить. Старец сказал ему: “Захария, ныне пост!” — “Разве мы, отец, не ели?” — удивился ученик. “Ели, но это было делом любви, — сказал старец, — а теперь, сын мой, должны мы соблюсти свой пост.”

(Достопамятные сказания. С. 259. № 1).

400. Дерево, склонившись по молитве старца-странноприимника, показало превосходство его делания над постом отшельника

Рассказывали о некоем старце, жившем в Сирии близ дороги. Делание его состояло в том, что он во всякое время дня и ночи принимал монахов, приходивших из пустыни, и с любовью предлагал им трапезу. Однажды пришел к нему отшельник. Старец просил его вкусить пищи, но отшельник отказался, сказав: “Сегодня я пощусь.” Поститься тогда значило вовсе не употреблять пищи. Старец огорчился и сказал: “Помолимся Богу! Вот дерево. Последуем воле того из нас, по молитве которого оно наклонится.” Отшельник преклонил колена и помолился, но ничего не произошло. Потом преклонил колена и старец-странноприимец, вместе с этим тотчас наклонилось дерево. Увидев это, они возрадовались и прославили Бога.

(Еп. Игнатий. Отечник. С. 506. № 120).

401. Египетские старцы допускали нарушение поста ради гостеприимства

Авва Кассиан рассказывал: “Некогда пришли мы, я и святой Герман, в Египет к одному старцу. Когда он принял нас с любовью, мы спросили его: “Почему вы, принимая чужестранных братии, нарушаете правило поста, соблюдаемое у нас в Палестине?” Старец отвечал: “Пост всегда со мной, а с ними я не могу быть всегда. Пост, хотя полезен и необходим, однако ж он в нашей воле, а исполнение дел любви обязательно, ибо требуется Законом Божиим. В вашем лице принимая Самого Христа, я должен служить вам со всем усердием. А упущение против правила поста могу восполнить, когда отпущу вас. Ибо не могут …поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених … когда отимется от них жених, тогда будут поститься в те дни. (Мк. 2:19-20; Мф. 9:15).

(Достопамятные сказания. С. 123. № 1).

402. Авва Моисей нарушил заповедь о посте ради гостеприимства и был оправдан клириками

Некогда в скиту дано было братиям повеление поститься всю неделю. В это самое время пришли к авве Моисею братия из Египта. Старец сварил для них немного кашицы. Соседи, увидев дым, сказали клирикам: “Моисей нарушил повеление, варил у себя кашицу.” Клирики отвечали: “Когда придет, мы скажем ему об этом.” Когда наступила суббота, клирики, зная высокую жизнь аввы Моисея, сказали ему перед всем народом: “Авва Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию!”

(Достопамятные сказания. С. 157. № 5).

403. Подвижник Маркиан убедил пустынника Авита ради любви вкусить пищу ранее положенного времени

Однажды пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел его навестить. Когда они насладились беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, а Евсевий (ученик Маркиана) вошел к ним, неся кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: “Пойди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы.” Он же отвечал: “Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи.” Великий Маркиан сказал: “Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера.” Когда и этими словами он не убедил чудного Авита, то вздохнул и сказал: “Я очень беспокоюсь и душевно мучаюсь: ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного.” Но чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него приятнее было бы употребить мясо, чем услышать это (о Маркиане). Тогда великий Маркиан сказал: “И мы, любезный, проводим жизнь, подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи, но вместе с тем знаем, что дело любви дороже поста. Первое есть дело Божественного законоположения, последнее же — нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле.” Так рассуждая, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились телом, но не духом. Итак, как не подивиться мудрости этого мужа, по которой он знал и время поста, и время любомудрия, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей, какая какой должна уступать и какой по временам предоставлять преимущество.

(Блж. Феодорит. История боголюбцев. С.56).

Нестеров Михаил Васильевич. Троица Ветхозаветная. 1897. Холст, масло, бронза. Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома

Нестеров Михаил Васильевич. Троица Ветхозаветная. 1897. Холст, масло, бронза. Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома

561. Советом три дня провести без пищи вдова укротила вожделение купца и убедила его стать иноком

В одном селении дружно жили два купца. Один был весьма богат, а другой несколько беднее. Первый имел необыкновенно красивую и целомудренную жену. Он вскоре умер, а второй купец захотел жениться на ней. Вдова узнала о его желании и однажды сказала ему: “Господин мой! Я вижу, что ты, смотря на меня, смущаешься. Скажи, что тебе нужно, и я, чем могу, помогу тебе.” Купец признался, что хочет жениться на ней. Она отвечала: “Если ты исполнишь, что я предложу тебе, то и я твое желание удовлетворю.” Купец обещал все, что она повелит, исполнить. Вдова сказала: “Ступай домой и ничего не вкушай, пока я тебя не позову.” Купец с радостью обещал поститься. На четвертый день, когда она его позвала, он настолько ослабел от поста, что только поддерживаемый другими дошел до нее. Вдова сказала: “Теперь можешь делать, что хочешь.” — “Сначала дай мне вкусить пищи, ибо я умираю от голода,” — отвечал купец. “Вот ты теперь от голода забыл все и желаешь одного хлеба. Так и впредь, когда плотские помыслы будут искушать тебя, постись и успокоишься, и знай, что по смерти мужа я ни за тебя, ни за кого другого не выйду замуж и пребуду в чистоте.” — Купец удивился ее целомудрию. — “И так как я уверена, что ты любишь Бога больше всего, — продолжала вдова, — то расстанемся в этой жизни друг с другом навсегда, оставим этот мир и удалимся в монастыри.” И как сказала, так и сделала. Она ушла в женский монастырь, а купец — в мужской. И оба они, угодив Богу святой жизнью, перешли в Вечное Царство Отца Небесного.

(Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 902).

844. Иудейские отроки, вкушая растительную пищу, оказались крепче тех, кто употреблял запрещенную иудейским законом пищу со стола царя Навуходоносора

Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семейств. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища — Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную Моисеевым Законом пищу с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала отказал им в просьбе, сказав: “Боюсь царя. Если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни.” На это Даниил отвечал: “Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней. Если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном случае исполни ее.” Приставник согласился, и что же? По окончании срока …лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами (Дан. 1:15).

(Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 284).

845. Ангелы среды и пятка сопровождали мертвого, всю жизнь соблюдавшего пост в среду и пяток

Об авве Пахомии говорили, что однажды труп мертвого несли по дороге. Встретив погребальную процессию, авва Пахомии увидел двух Ангелов, сопровождающих мертвого сзади одра, и, размышляя о них, просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. Пришли два Ангела к нему, и спросил он их: “Зачем вы, будучи Ангелами, сопровождаете мертвого?” И сказали ему Ангелы: “Один из нас — Ангел среды, другой — пятка. И поскольку до тех пор, пока не умер он, душа его не переставала поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем этот труп. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа.”

(Древний патерик. 1874. С. 406. № 26).

846. Молодой боярин, соблюдавший пост в понедельник, был избавлен Ангелом из татарского плена

Однажды татары взяли в плен двух родных братьев-бояр. Один из них постился в понедельник, не вкушая в этот день скоромной пищи. Когда же агаряне начали принуждать братьев есть их кушанья, они не покорились и остались голодными в течение целого дня. На другой день непривыкший поститься не выдержал и начал есть агарянские яства. Брат, соблюдавший пост по понедельникам, не покорился и продолжал оставаться голодным. Агаряне начали бить его и принуждать к повиновению. Пребывая три дня без пищи, перенося побои, брат не покорялся. Видя его крепость и терпение, агаряне связали его и бросили под телегу. Страдалец, перенося муки, молился. В полночь пришел к нему светоносный муж и говорит: “Встань.” Он же отвечал: “Как же мне встать? Я связан крепко.” Пришедший второй раз говорит ему: “Вставай, не бойся.” Страдалец попытался встать, и тотчас развязались его веревки. И сказал ему светоносный муж: “Не бойся и следуй за мной,” — и повел его через орду, проведя мимо бесчинствующих татар. Выведя его из стана, чудный муж повелел беглецу взобраться на дерево и сказал: “Ничего не бойся, только молчи.” Брат спросил своего избавителя: “Кто ты, господин?” Светоносец ответил: “Я — Ангел понедельника.” После этого он стал невидим. Брат же был в великой радости и трепете. Когда агаряне обнаружили исчезновение одного из братьев-пленников, то стали истязать и бить второго брата и предали его злой смерти. Они сожгли его на огне, как палят свиней. Когда рассвело, вся орда двинулась на поиски бежавшего, но никто из них не взглянул на дерево, на котором скрывался беглец. Когда опасность миновала, он слез с дерева, пришел на родину и, не заходя к родным, направился в Пафнутьев монастырь, где и принял монашеский постриг.

(Волоколамский патерик. Л. 28).

847. Спутники преподобного Макария Унженского, испытывая затруднение в пище во время Петрова поста, поймали лося, но преподобный не разрешил им нарушать пост, и они отпустили лося; в день же Апостолов тот же лось сам пришел к ним, и они утолили голод

На дороге в Галичскую страну у преподобного Макария и его спутников кончился хлеб, голод начал терзать непривычных к посту. Преподобный Макарий стал молиться, и вот нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время Апостольского поста, за три дня до праздника. Путники просили у Макария дозволения утолить голод лосем. Он не благословил им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника святых Апостолов Петра и Павла, “Поверьте, братие, — прибавил старец, — лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост, потерпите еще три дня, Господь сохранит вашу жизнь.” Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, отпустили его, а преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил его слабых товарищей. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника Апостолов. В праздник Макарий, отойдя в сторону, преклонив колена и воздав благодарение Творцу, молил Его напитать его голодных спутников. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого отпустили на свободу за три дня перед тем. Его поймали, и святой старец с радостью благословил его для трапезы. “Надейтесь же, друзья мои, на Господа, — прибавил он. — Он не оставит нас и впредь.” И точно, после того то попадался им лось, то без труда ловили оленя, — и так благополучно дошли до Унжи.

(Троицкий патерик. С. 350).

848. Божия Матерь отвратила Свое лицо от нарушающего пост в среду и пятницу

Архимандрит Кронид поведал о себе: “Проезжая однажды через Москву на родину, я остановился у своего дяди, помощника начальника Николаевского вокзала. Жизнь, которую вел дядя, была светская. Он ни в среду, ни в пятницу пост не соблюдал. Бывая в семье дяди, я, садясь за стол и зная, что этот день среда или пятница, все же вкушал молоко или яйца. В моем сознании тогда обычно возникала мысль: “Что я за человек, чтобы для меня специально приготовляли пищу отдельно.” Потому я ел все, что мне предлагали. За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон. Будто бы я стою в каком-то храме. Храм необычен — как бы небесной красоты — и весьма обширен. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на Ее руках. Божия Матерь была изображена в рост человека, в короне. Иконные черты ее напоминали изображение на Черниговской иконе Божией Матери. Видя чудный лик Богоматери и поражаясь Ее красотой, я преклонил свои грешные колена перед святым образом и стал просить милости и предстательства Ее перед Господом. К моему ужасу, я увидел, что Матерь Божия отвращает от меня Свое Святейшее лицо. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: “Матерь Божия, Матерь Божия, чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой Божественный лик от меня, недостойного?!” И слышу Ее ответ: “Нарушением поста. Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня.” На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю последующую жизнь.”

(Троицкие листки с луга духовного. С. 66).

Юлия Бекхова. Гостеприимство Авраама, холст,масло

Юлия Бекхова. Гостеприимство Авраама, холст,масло

1070. Для спасения необходимы не только пост и милостыня, но и хранение совести перед ближним

Пришли однажды к авве Памво два брата. Один из них сказал ему: “Авва! Я пощусь по два дня и ем только по два куска хлеба, спасу ли через это свою душу или я в заблуждении?” — “А я, авва, — сказал другой брат, — от рукоделия своего каждый день вырабатываю по два стручка, немного оставляю себе в пищу, а все остальное отдаю в милостыню, спасусь ли я или погибну?” Авва не дал ответа им, хотя они долго просили его. По прошествии четырех дней они хотели возвратиться в свое место, но клирики утешали их: “Не печальтесь, братия, — говорили они, — Бог не оставит вас без награды. У старца такой обычай, что не сразу говорит он, если не внушит ему Сам Бог.” Братия вошли к старцу и сказали ему: “Помолись о нас, авва!” — “Вы хотите идти от нас?” — спросил старец. “Да,” — отвечали они. Размышляя о их подвигах, авва писал на земле и говорил: “Памво постится по два дня и ест два куска хлеба, монах ли он поэтому? — Нет! Памво вырабатывает два стручка и дает их в милостыню, монах ли он поэтому? — Нет еще!” Потом он сказал им: “И эти дела хороши, но если притом и совесть твоя будет безукоризненна перед ближним твоим, тогда спасешься.” Братия, довольные таким наставлением, пошли с радостью.

(Достопамятные сказания. С. 226. № 2).

 
 Игумен Марк (Лозинский)«Отечник проповедника»
Сайт Свято-Троицкой православной школы (www.holytrinitymission.org)