Наверное для многих из нас Великий пост представляется не чем иным, как исключительно системой ограничительных норм и правил, подготавливающих человека к празднованию светлого и радостного торжества — Воскресения Христова. «Так, что там, мясо, молоко и яйца есть нельзя? И всё?», — из года в год звучит вопрос от людей приходящих впервые в храм. «Да!», — утвердительно отвечаем мы, и тем сводим пост к диете, как забору, отделяющему нас от мясо-молочной продукции. И, вдруг, до нас как бы издалека доносятся отзвуки голосов наших пастырей и священников, вещающих с амвонов и церковных кафедр о Великом посте, как о «весне духовной», «благоприятном времени для спасения», «времени покаяния и духовной радости». «Так, что же не только диета значит? Но, подождите, а как же строгая дисциплина воздержания Великого поста может сравниться с весенней порой цветения и благоухания? И как же сочетать скорбь о грехах с радостью, пусть и духовной?», — спросите Вы. Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы вместе.

Исаак Ильич Левитан. Вечерний звон. 1892 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан. Вечерний звон. 1892 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нам выпала возможность, получив благословение Владыки Ректора, Его Высокопреосвященства Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, побеседовать о Великом посте с воспитанниками Пермской Духовной Семинарии. Моими собеседниками стали студенты очного отделения, учащиеся первого, второго и третьего курса. Кто-то из них пришел в семинарию, только окончив школу, а кто-то получив уже специальность в светском ВУЗе. Возможно потому размышления их на предложенную тему разнятся не только стилем изложения мыслей, но и расстановкой акцентов. Объединяет их одно — живая пламенеющая вера в Бога, ярко сияющая в юных сердцах. Впрочем предоставим слово ребятам…


Сейчас мы «постимся постом приятным». Вроде бы все хорошо. В Евангелии говорится: «когда постишься не будь уныл как лицемер» (Мф. 6:16), но Христос также говорит «горе вам смеющиеся ныне ибо восплачите» (Лк. 6:25). И здесь тонкая грань проходит. Здесь важно правильно понимать фразу: «Не будь унылым». Посмотрим чин исповеди Игнатия Брянчанинова, который разделен на восемь страстей. Там ярко говорится об унынии. Уныние это как бы большой «спрут» и у него есть свои «щупальцы». В том числе туда входят: малодушие, дух боязни уныния, неимение памяти о Боге, забвение грехов своих и празднословие.

В Апостоле как говорится: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16-18). Вот это радость в чем она заключается? В безудержном смехе, или же здесь апостол имел ввиду что-то другое? Здесь речь идет о радости в Боге, радости о Христе, духовной радости, когда наше сердце переполняет благодать Божья, когда все вокруг преображается. И все люди, которые недавно, буквально час назад казались нам какими- то мрачными, серыми, злыми вдруг они все преображаются и естественным способом они нам видятся хорошими. Странное ощущение, когда благодать касается сердца.

Как вот нам быть в Великий пост, мы ведь не можем только постоянно скорбеть о своих грехах? Нужно, конечно нужно, и радоваться! Святые отцы говорят что в нашем сердце всегда должен быть Великий пост. Что это значит? Это именно хранение себя, хранение своих чувств. Хранение от страстей, от лишней болтовни, от смеха над братом своим (если он как-то согрешил, а нам кажется это смешным), от лишнего слова в чей-то адрес, даже от взгляда косого. Ведь можно человеку слова не сказать, а взглядом его убить! «Раздавить взглядом» — есть такое выражение.

Исаак Левитан. Март. 1895 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан. Март. 1895 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И нам важно хранить в своем сердце эту святую Чытередесятницу, но при этом ещё и сохранять пасхальную радость. Т.е. надо понимать, что это время которое нам дается на покаяние, на исправление себя — это великий шанс освободиться от того, что нас тянет вниз. Мы как птицы объевшиеся, большие не можем от земли отстать никак. Никак нам не дают мирские привычки, наши желания. Очень трудно свой ум от земного направить как говорят святые отцы «горе», вверх к небу, к Небесному Иерусалиму. Тем более мы — люди живущие в миру. Пускай мы отделены от всех, мы находимся внутри ограды церковной, но так или иначе он с нами рядом, мы с ним всегда соприкасаемся, мы от него никуда не уйдем. Конечно говорить легко, трудно делать. В первую очередь конечно нужно начать с себя! Постоянно нам хочется удовлетворения своих потребностей. И нигде мы не можем его найти не в компьютерных играх, не в любимой пище. Да от этого есть какое-то удовлетворение, но затем опять «томление духа» и ничего более. Что же нам делать? Как нам сесть на тот «поезд», который нас повезет к конечной цели? А конечная цель у всех нас встреча с Богом, становление на путь покаяния, на путь обожения!

Все знают, что есть Таинства церковные. Сейчас вот в Великий пост мы особо встречаемся с Таинством Соборования, в котором Господь прощает нам забытые грехи и исцеляет наши телесные немощи. Также всегда у нас есть в нашем арсенале для борьбы с диаволом Таинства Покаяния и Евхаристии. Человек! Все интеллектуальные способности, возможности, культура, музыка, интернет ничто не сможет заменить нам благодати Христовой. Трудно, больно, тернии, идем, карабкаемся, в кровь руки разбиваем, но идем. Как хотелсоь бы, чтобы слова мои не были сейчас тем же празднословием, избавление о которого мы постоянно просим у Бога, что бы они были действенны, дай Господи сил их исполнять!

Артем Афанасьев (3 курс)


На каждой службе Великого поста с понедельника по пятницу мы слышим молитву преподобного Ефрема Сирина. Но, воспринимаем ли мы всем своим сердцем слова этой молитвы? И как отзываемся на эти слова? Вот это наверное один из главных вопросов! Как наше сердце реагирует и реагирует ли оно вообще? И вроде бы пост только начался, первая неделя она очень трудная, но она пролетела быстро… и так и вторая, и третья, и четвертая и пятая, и вот мы уже подходим к Страстной неделе. А почувствуем ли мы за все эти недели хотя бы хоть что-то? И как нам это сделать? Это очень важно, ведь пасхальная радость она бывает не у всех! Что нужно сделать чтобы это пасхальная радость была? Как нужно проводить пост? Это наверное самое главное: «как приблизится к Богу, чтобы он дал нам почувствовать эту пасхальную радость?»

Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Апостол Петр говорит в своем послании о том, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5). Молитва Ефрема Сирина вся пронизана духом покаяния, духом призыва о помощи направленного к Господу! Дабы он помог приблизится к Себе. И вот праздность что же это такое? А праздность — это не что иное, как человеческая лень, которая каждое мгновение, минуту, где-то сидит в человеке. Он хочет и поспать, и отдохнуть. Хочет куда-то не идти, что-то не делать. Хочет не душе угодить, а плоти.

Господь нам говорит в Евангелии: «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Мк. 13:35). Мы не задумываемся над этим! Когда же настанет этот час? Никто не знает этого часа, но нужно быть готовым, необходимо в душе иметь страх Божий! Ведь «один возьмется, а другой останется» (Лк. 17:34)! Я могу стоять не по правую сторону Спасителя, а по левую… И это действительно страшно! И мы должны не забывать об этом. И стараться, стараться, стараться, вот эту лень, праздность и все остальное, что из этого вытекает и уныние, и любоначалие, и празднословие искоренять у себя. Обратить внимание на себя, не смотря на другого как он постится, но открыв свои очи взглянуть внутрь своей души. И не только Великим постом, но стараться каждый день работать над собой.

Однажды отца Николая Гурьянова спросили: «Как жить?» И он сказал: «Живи так, как будто ты живешь последний день!» А живем ли мы так? Человек постоянно забывает о том, что он живет действительно может быть последний день. Завтра может быть я уже пред Богом предстану. Сегодня усну, а завтра могу уже не проснуться. И что ужасно страха нет, исправления нет и перемены ума нет! Великий пост дает нам вот эту перемену ума в себе произвести, взглянуть на себя со стороны и начать хотя бы с малого. И маленькими шажками приближаться к Богу.

Евгений Старцев (1 курс)


Великий пост. И казалось бы «плачьте и рыдайте о грехах ваших!» Но, не надо забывать ещё и о радости, к которой нас призывает Господь, через Евангелие, Апостолов. Порой нам не достает той радости, которой мы должны радоваться. Ведь Он дает нам «дыхание жизни», продлевает дни нашей жизни для покаяния. А мы не сильно радуемся этому, для нас все пространство заняла повседневность. Случилось и случилось. И в нас нет благодарности к Богу, за все что нам дано. Мы не радуемся тому, что Господь нас в молитвах наших слышит, помогает всячески! И приходит все чаще уныние в человеческую душу, все чаще оно её посещает. И с ним бороться весьма тяжко, но возможно хотя оно и словно бы налегает на душу человека!

Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О празднословии апостол Павел говорит: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение» (Еф. 5:4). А мы забываем о благодарении и опять таки присущей ему радости. Забываем о том как радость духовная важна в нашей жизни.

Евгений Бикмансуров (1 курс)


Молитва Ефрема Сирина. Необходимо только задуматься о каких величайших сокровищах мы просим! Целомудрие! Смиренномудрие! Терпение! Любовь! Это ведь самые важные сокровища, которые нужны человеку в наше время. Хотелось бы остановиться на смирении. Как учит авва Дорофей, — «каждый молящийся Богу: „Господи, дай мне смирение“, должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его» (Авва Дорофей. «Душеполезные поучения». Поучение десятое).

Исаак Левитан. Саввинская слобода под Звенигородом. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан. Саввинская слобода под Звенигородом. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Когда вообще читается молитва Ефрема Сирина мы конечно молимся, но порой в сердце у нас вспоминаются обиды, возникает леность, нетерпимость. Почему же это так? Мне вспоминается отрывок из Евангелия в котором ученики просят Спасителя посадить их на престолы рядом с ним по левую и по правую стороны, а Господь отвечает им: «не знаете чего просите» (Мф. 20:22). Также и мы порой не знаем чего просим. Повторяем всего лишь слова и не можем понять их глубину. Когда мы просим что-либо у Бога, то Он дает нам это, но порой испросив себе смирение мы восклицаем: «что это со мной происходит? Я постился, причащался исповедовался, а ты меня так Господи наказываешь, почему?». Мы не хотим принять с благодарностью испрошенное, и не желаем благодарить Бога за «ответы» на наши просьбы, которые Он дает нам всегда, и особенно в эти прекрасные Великопостные дни.

Василий Мехоношин (2 курс)


Рассуждали ребята о Великом посте искренне и горячо. Они ни в коей мере не претендовали на статус учителей. Их мнения, это, в первую очередь, попытка осмысления воздержания в призме полученных ими знаний в стенах семинарии и их пусть ещё не большого личного опыта жизни в Церковной ограде.

Исаак Левитан. Озеро. Русь. 1899-1900 гг. Государственный Русский музей, Санкт Петербург

Исаак Левитан. Озеро. Русь. 1899-1900 гг. Государственный Русский музей, Санкт Петербург

Мне кажется, каждому из нас стоит прислушавшись внимательно к голосу великопостных богослужений в храме, читая Отцов Церкви, находясь наедине с собой, порассуждать о подвиге поста. Возможно, мы не всегда понимаем значение поста, потому и кажется он нам не «весной духовной», а напротив «лютой зимой». И смотрим мы больше не на себя, а на находящегося рядом «брата своего», от осуждения которого нас и предостерегает Господь. Подвести некоторый итог нашей беседе хотелось бы замечательными словами, встретившимися мне в поучениях аввы Дорофея: «Кто постится по тщеславию или, считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника».

Юрий Кищук

Клуб православных литераторов «Омилия» (http://omiliya.org/)

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *