Кажется что может быть проще и понятней этого праздника для любого человека. Но, к сожалению, мы слишком поверхностно к нему относимся, не стараясь вникнуть в его глубину, широту и уникальность. Многим из православных христиан конечно же известно событие ставшие основанием для появления праздника. Когда то давно священник-монах, зашедший во время продолжающихся 40 дней пасхальных торжеств, в погребальную пещеру возгласил праздничное приветствие: «Христос Воскрес!». И он отчетливо услышал ответственное: «Воистину Воскрес!». Стремление человека поделиться обретенной радостью о Воскресшем Христе не уместилось только лишь в границах нашего земного существования. И постепенно Церковью был определен и внесен в устав 9 день после Светлого Христова Воскресения, как день в который принято поминать усопших. Вот вроде бы и всё что нам кажется необходимым для понимания Радоницы, но так ли это на самом деле?

К сожалению, в нашем народе все празднования церковные либо исказились полностью, либо получили чудовищный окрас каких-то чуть ли не языческих традиций. Произошло это по многим причинам. Видимо и под властью долго царившего в нашей стране навязываемого и культивируемого в наших душах безбожия, или попросту из-за царящей безграмотности в вопросах веры царящей и по сию пору. Так произошло и с действительно чудесным праздником Радоницы. Нужно отметить что все практические в простонародье так называемые «родительские дни», а правильней сказать «особо установленные Церковью дни поминовения усопших», большей частью из нас воспринимаются до сих пор с неправильным акцентом. Для многих из нас это время «субботников на кладбище». Такая уж наверно наша привычка вросшая в нас с советского прошлого — всякий праздник отмечать трудом. Что здесь плохого? Особо ничего, если правильно расставить приоритеты.

А. И. Корзухин. Поминки на деревенском кладбище. 1868 г.

А. И. Корзухин. Поминки на деревенском кладбище. 1868 г.

Церковь призывает нас в это время потрудится в первую очередь подвигом молитвы. Молитва о наших умерших ближних стала действительно в последнее время подвигом для современного человека, впрочем как и простое посещение церковных служб. Мы уже здесь не будем затрагивать тему о обдуманном восприятии богослужения и совершаемых на нем Таинствах. Но, ведь стоит отметить, что сейчас давно уже прошли времена гонений на Церковь и запрета религии. И любая информация о православной вере, Истории Церкви, православном богослужении и т.д. доступна для любого человека. Мы можем найти её теперь не только в «церковных лавках», но и даже на просторах интернета. Но мы ленимся, мы привыкли все упрощать и вообще жить «не напрягаясь». В следствии такого то подхода ко всему нас окружающему и трансформировался торжественный церковный день Радоницы в «трудодень на кладбище». Стоит упомянуть, что это одна лишь только грань «простецкого» празднования этого праздника.

Можно ведь действительно прибраться на могиле, но после церковной службы. Принеся радость Пасхи с собой, поделиться ею со своими усопшими, через праздничные молитвословия и песнопения, которыми Церковь возвещает это великое Торжество. Ведь слово «радость» и дало название церковному празднику. Если нет времени в этот день помолиться в храме, то на кладбище стоит всё же первостепенную значимость оставить за молитвой, а не уборкой. Ещё раз повторюсь, что очень легко, при желании найти те молитвы которые приличествуют этому месту в этот день. Ибо, оправдываясь незнанием, мы становимся похожи никак не на христиан ищущих и имеющих всегда с собой Истину, а скорее на неразумных людей, фарисеев и саддукеев, про которых в Евангелии написано как о «имеющих уши, но не слышащих, и имеющих глаза, но не видящих». Но, к сожалению, оправдываться мы любим и умеем, в своем потворстве греху мы порой переходим все дозволенные рамки и нормы. О таких нами же придуманных «допущениях» и пойдет далее речь.  Начну пожалуй с того, что уже давно даже в православной среде поминовения усопшего за «поминальной трапезой» исковеркалось, до такой степени, что можно иногда говорить о том, что от него осталось лишь название, смысл же полностью утерян. Ранее «поминальный стол» служил лишь подкреплением наших телесных сил после церковного отпевания усопшего и его похорон.

Ф. М. Шурпин. Этюд к картине «Радоница»

Ф. М. Шурпин. Этюд к картине «Радоница»

Теперь же как говорится «стол полон всевозможных изысканных яств». Да и многие ли из нас теперь действительно все дни после смерти близкого человека пребывают в постоянном молитвословии? Отпевание все чаще совершается на дому и требует времени не больше часа. Но и это не главное. Как было бы прекрасно если бы «поминальная трапеза» была действительно трапезой христиан, трапезой любви и молитвы, которой бы начиналась и заканчивалась. Но нет, же в большинстве своем все у нас превращается в подобие языческой «тризны». Не молитвой нарушается тишина а громкими «тостами за усопшего». Сколько уже раз Церковь буквально слезно через своих служителей умоляла верных своих чад о недопущении спиртных напитков на «поминальной трапезе». И всё напрасно. Святой царь и псалмопевец Давид давно уже произнес: «вино веселит сердце человека»(Пс.103:15), а апостол Павел предостерег «не упивайтесь вином, потому что в нем есть блуд»(Еф. 5:18). Но мы разве слушаем? Мы своей нерадивостью и на кладбища перенесли свои, противные Богу, «традиции». И во время родительских дней, особенно Радоницы, часто кладбище напоминает скорее развернувшееся огромное «летнее кафе», полное всевозможных пасхальных куличей, колбасы, алкоголя и даже порой шумных песен. В такое время, среди этого царящего повсюду греха так и хочется воскликнуть: «Горе нам, называющим себя православные!» «Мы не печемся должным образом о близких наших и этим поступком стали теперь как говорит апостол Павел «хуже язычников»(1Тим.5:8)!»

И в предшествии родительских дней и Радоницы вновь и вновь охота повторить людям спешащим на кладбища с тяпками, кистями, красками, лопатами и огромными сумками провизии: «Вашим родственникам нет дела до цвета оградок и ухоженности цветов на их могиле! Они ждут от Вас другого более для них полезного — молитвы!». Ведь в противном случае мы недолжным своим посещением кладбища напоминаем скорее служителей сатаны. Приходя, только лишь прибраться, покушать, выпить, вспомнить и «вообще нормально отдохнуть» на кладбище, мы приносим огромный вред не только душам усопших родственников, но и сами приближаем себя к погибели.   Главное и действительно самое простое, что требуется нам запомнить на всю жизнь — это важность сугубой церковной и личной молитвы в дни, которые Церковью отмечены как дни особого поминовения усопших. Господь же, видя нашу искреннюю молитву не только усопшего помилует, но и нашей душе дарует всё полезное и ценное для спасения.

Кищук Юрий Федорович

Журнал «Самиздат» (http://samlib.ru/)